Какой элемент является характерным для китайского сада. Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока. Пример воплощения сада в китайском стиле

Идея планировки сада в китайском стиле.

Китайские сады устроены по определенным канонам, пришедшим из глубины веков.

В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств — это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга.

Главное достоинство сада в китайском стиле — его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе.

Создание сада в китайском стиле

Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют растения, они могут находиться в воде или на берегу. Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением.

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные элементы

Элементы сада в китайском стиле

  1. палисадник
  2. древесно-кустарниковая композиция
  3. плавательный бассейн
  4. декоративные водоемы
  5. скамья
  6. пионы, посаженные в модули мощения
  7. китайская беседка
  8. птичник
  9. мостик
  10. декоративное болото
  11. башня

Пример воплощения сада в китайском стиле

В этом саду вода играет главную, доминирующую роль, подчиняя себе все остальные компоненты сада.

Начинается китайский сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором.

Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение.

Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля.

Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Обходишь дом слева и попадаешь в сказку. На 10 сотках участка вытянутой, почти треугольной формы — сплошная вода, и это по-настоящему прекрасно. Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений.

На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки. Он состоит из двух частей, примыкающих с обеих сторон к беседке, выполненной по китайским мотивам. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада, отсюда они открываются просто потрясающие.

Кроме того, башня отвлекает внимание от не очень декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы, и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей.

Эффектный коралл выполняет функцию садовой скульптуры. Остров черепахи — традиционный элемент сада в восточном стиле.

Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего китайского сада. Один из ее главных элементов — крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию. Чтобы попасть в башню, нужно пройти по деревянному мостику.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей.

Необычайно эффектна яркая , состоящая из трех желтых колонновидных туй, перед которыми расположилась взрослая голубая елочка Тлаука Глобоза, а слева от нее две зеленых елочки Нидиформис.

В конце июня здесь можно наблюдать цветение грунтовой орхидеи ятрышника. Хороша композиция из горных сосен, окружающих коралл.


Берега водоемов и ручьев эффектно задекорированы крупными камнями оригинальной фактуры. В китайском саду возможны только плавные текучие линии.

Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду. Конечно, это должны быть не круглые мелкие разноцветные камушки — «бусы», нелепые и жалкие, а крупные, красивые камни разного размера, «козырные», как выражается хозяин этого сада.

Камни естественно смотрятся у воды, с их помощью можно задекорировать черную пленку или бутилкаучуковую резину на берегу.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них.

С камнями органично смотрится мощение. Если нужно провести по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит газон.

В пруду, так же как и в садах китайских, цветут нимфеи.

Небольшой мелкий пруд в самом конце участка предназначен для . Эта зона открывается для посетителей неожиданно, уже в конце участка.

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало - энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена - отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» - отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением «картины» сада, кованые решетки украшают окна

«Лунные ворота» позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен . Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд - традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка - основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Мощение из гальки - традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Для того что бы создать красивый гармоничный сад недостаточно просто рассеять семена цветов, декоративных кустарников и деревьев. Необходимо также обустроить его , и т.д. Но и это не все! Никакой композиции не получится, если заранее не спланировать садовый стиль. И если ваша мечта – китайский сад, тогда нужна большая отдача вашего внутреннего мира.

О китайском саде говорят, что он показывает тайный духовный мир садовода. Поэтому при его создании нет необходимости нанимать специалистов в области ландшафтного дизайна, нужно всего лишь знать некоторые нюансы создания сада в китайском стиле, о которых мы сейчас и поговорим.

С чего нужно начать при создании китайского сада

Пример китайского сада с ручьем, мостиком, бонсай деревьями и минимум цветов.

Китайские садоводы перед созданием своего собственного сада обычно стараются максимально спокойно отдохнуть на фоне естественного природного пейзажа. Еще их очень сильно вдохновляет буддизм, философия которого призывает черпать силы для ума и духа в окружении природы. Поэтому уверенно можно сказать, что китайский сад отражает идеальный ландшафт для садовода.

Такому саду подходят миниатюрные горы, реки, деревья и кустарники. Главное что бы все вливалось в одну гармоничную композицию, которая была бы пропитана энергетикой и внутренним миром создателя.

Так же важно, что бы в китайском саду не встретились кусты идеальной геометрической формы (английский стиль) либо другие элементы, которые явно будут показывать не естественное происхождение сада, потому что, как говорилось раньше, китайский сад – отражение идеальной естественной природы для садовника.

Еще одним важным моментом, присущим китайскому саду, является сочетание элементов, которые имеют таинственный философский смысл. К таким элементам относятся: вода, камни, растительный мир. Разберемся, какой элемент что символизирует.

На фото вода, как символ жизни китайского сада.

Вода обязательно должна присутствовать в китайском садике, потому что миниатюра естественной природы никак не может существовать без жизнетворной влаги. Для этого создаются небольшие водопады, ручейки, пруды, которые располагают в центре композиции. Не нужно стильно декорировать контуры водоемов, лучше оставить берега голыми, естественными. Что касается течения, оно должно быть тихим и спокойным, как течение жизни. Т.к. вода подобна зеркалу, то с точки зрения буддизма она символизирует истинный совершенный дух. Поэтому будет разумно соорудить на берегу место для отдыха, в виде беседки, которая как реально, так и отражением на поверхности воды, будет участвовать в композиции.

Жители Востока свято верят, что камни одухотворены. Так же считается, что камень воплощает мужское начало – Ян. Поэтому присутствие камня в китайском саду настолько же необходимо, как присутствие воды. Они могут располагаться у берегов ручья, водопада, либо вообще служить как доминирующий элемент сада. Китайские садоводы верят, что необычные камни (с переливом, древним налетом, отверстиями, прожилками) являются символом бессмертия, поэтому если вам встретится такой камень, обязательно включите его в вашу композицию. Так же с помощью природного камня (например, гранита) можно выложить дорожку, которая эффектно дополнит китайский сад.


Очень главным нюансом китайского сада является его привлекательность, поэтому растительный мир должен подбираться с учетом того, что при отцветании одного вида растений, другие должны доминировать в это время. Так же не стоит забывать про то, что в китайском саду каждый элемент несет свой скрытый смысл и к растениям это тоже относится.

Деревья в китайском саду + 8 фото



Каждое дерево в китайском саду обязательно должно что-то символизировать. Слива либо вишня показывает силу характера. Сосна, которая встречается практически в каждом саду, означает бесконечность времени. Особенно любят китайские садоводы бамбук, который символизирует стойкость и выносливость (при сильных порывах ветра бамбук гнется, но не ломается). Так же жители Поднебесной любят использовать специальные приемы, для того что бы изменять внешний вид дерева и показывать, снова таки, скрытый смысл. К таким приемам относятся искусственно искривленные или состаренные стволы. Что касается последних, то к многовековым растениям вообще относятся с уважением, как и к пожилым людям. Поэтому нередко старые деревья служат как главный элемент китайского сада.

Цветы в китайском саду + 8 фото примеров




Как и на остальные элементы китайского сада, на цветы так же чувствуется огромное влияние буддизма. Цветы так же обязательно что-то символизируют. Например, лотос – символ чистой души. Китайские садоводы очень любят древовидный пион, который считают царем цветов. Не помешают в китайском саду розы, нарциссы и хризантемы. Так же, следует обратить внимание на то, что у каждого цветка есть свой спутник: у розы – пионы, у сливы – магнолия, у хризантемы – бегония. Что касается газонов, то, как вы заметили, в китайском саду их нет. Вместо них высаживают травянистые многолетники либо декоративные злаки. Ну и напоследок, не забываем про классику жанра – бонсай, который эффектно выглядит в небольших контейнерах, которые размещаются на подставках.

Это, пожалуй, минимальные знания, которыми вы должны обладать при создании своего китайского сада. Не пугайтесь сложности и философского характера композиции, ведь если вы действительно вложите в создание сада всю душу, тогда не будет необходимости что-то добавлять либо менять. И помните, что сад, сделанный своими руками, уже, по сути, неповторимый и уникальный, поэтому наслаждайтесь отдыхом в нем каждый день!

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай - большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин - Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода - женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая - подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.


Философия садового интерьера

Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

Совет специалиста

Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

Хвойная основа сада в восточном стиле

Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

Для структуры выбирайте устойчивые в вашем климате виды хвойных, прежде всего сосен. Для Востока, и в первую очередь Японии, сосна — это символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Это может быть видовая сосна обыкновенная (Pinus sylvestris), у которой с детства прищипывают и формируют крону, или старое, узловатое дерево, изогнутое непогодой и ветрами. Подойдут также пушистые сорта сосны горной (Pinus mucio), сосны Веймутовой (Pinus strobes) и сосны кедровой (Р. cembra), а также сосна стланиковая, или кедровый стланик (Pinus pumild). Компактные размеры и высокая морозостойкость делают их прекрасным посадочным материалом для отечественных садовых композиций в восточном стиле.

Главное, чтобы финальные размеры дерева или кустарника гармонично вписывались в общую структуру и не нарушали целостную картину восприятия. Кстати, именно необходимость вписать габаритное дерево в небольшой формат сада, придав при этом растению форму, заданную природой, и стала причиной развития техники прищипывания, столь популярной в садах Азии.

Кроме сосен, можно использовать лиственницу японскую (Larix leptolepis), пихту корейскую (Abies koreana). Среди высокорослых сортов туи западной (Thuja occidentalis) проще всего работать с культиваром Smaragd. Его отличают компактная форма роста и постоянство цвета хвои. Другие вертикали помогут создать высокорослые виды и сорта можжевельника. При использовании высокорослых хвойных не забывайте о защите крон от снежных разломов зимой. Для этого обязательно обвязывайте их по спирали бечевкой, чтобы весной посадки сохранили свой внешний вид.

В качестве низкорослых культиваров возможно использование раскидистых видов можжевельника, например можжевельника казацкого (Junipcrus sabina) или м. чешуйчатого }