Страницы истории. Объемно-планировочная схема зданий Анфиладная система планировки

Способные оказывать сильное впечатление даже на неподготовленного человека.

Анфилада - это очень эффектный способ выразить значимость постепенного шествия по прямой, пронизывающей отдельные объёмы интерьера, обособленные зоны ландшафта или кварталы целого города.

Красивое слово, красивое понятие

Слово "анфилада" происходит от французского глагола enfiler, означающего «нанизывать на нитку». Он очень точно определяет суть этого термина. Анфиладность внутренней планировки означает последовательное расположение нескольких смежных помещений с проемами для прохода, находящимися на одной оси. Если проемы открыты, то входящий видит перспективу всех комнат одновременно. Для многих анфилада - это собственно вид на уходящие в глубину здания арочные или прямоугольные проемы. Естественно, что такая планировка чаще используется в домах большого размера и помещениях с представительскими функциями.

Организация внутреннего пространства

Согласно канонам архитектуры, минимальное количество комнат в анфиладе - три. Это связано с традициями сооружения дворцов для монарших особ, заложенными еще древнеегипетскими зодчими. Входящий в царский дворец попадает сначала в помещение, где он ожидает вызова (позднее его стали называть аванзалом, или антикамерой). Следующее помещение (аудиенц-зал) - для проведения торжественных церемоний общения правителя и подданных. И лишь избранные попадают в последний - тронный - зал. А если все три зала доступны взгляду, зрелище царского места, расположенного на центральной оси проёмов, вызывало настоящий трепет.

Похожую функцию выполняет церковная анфилада. Что это так, будет понятно, если вспомнить планировку православного храма. Верующие проходят через притвор, храм к алтарю. Эти помещения разного масштаба, но от входа открывается вид на иконостас, как на главное святилище, место обитания Бога. Под церковными сводами особенно видна впечатляющая торжественность анфиладного расположения залов.

Основные функции

Время шло. Бурная оставила истории великолепные дворцовые комплексы с десятками парадных и парковых анфилад. Появилась анфилада комнат, которая заканчивается будуаром или спальней, а не тронным залом. Первые помещения - более публичные: приёмные, танцзалы, картинные галереи и библиотеки. В конце анфилады - приватная зона.

Жилая анфилада - это такой же способ выражения отношения к гостям, как и дворцовая. Почетных гостей хозяин сам выходил встречать в передние комнаты. Остальных к нему провожали слуги. Прощание тоже регламентировалось этикетом: хозяин лично провожал гостей высокого ранга до ближних к выходу залов.

Другая важная функция смежного размещения помещений в больших зданиях - организация движения большого числа людей. Это хорошо знакомо всем посетителям крупных музеев и картинных галерей. Маршрут прохода обозначается не только расположением проёмов, но и тем, что наиболее эффектные интерьерные перспективы открываются там, где расположена анфилада. Фото из Лувра, Эрмитажа, галереи Прадо - лучшее тому доказательство.

Внутри и снаружи

Череда присутственных или жилых комнат с проходами по одной оси применялась в планировке зданий самых разных стилей. Анфилада - это архитектурный приём, типичный и для терм Древнего Рима, и для готического дворца британского парламента. Она - отличительный признак русской усадьбы эпохи классицизма. Во многих экранизациях романов Толстого, Тургенева, Чехова можно увидеть проход героев сквозь череду смежных залов на фоне эффектной перспективы множества проемов, уходящих в глубину дома.

Можно встретить термин «боковая анфилада». Что это такое, можно понять, посмотрев на план этажа. расположены вдоль одной стены, и комнаты раскрываются в сторону от входящего. Общая стена обычно наружная, с оконными проёмами, и игра бокового обогащает всю перспективу анфилады.

С развитием анфилады появились и под открытым небом. Видовые точки с перспективой на проёмы в зеленых изгородях или на проходы в виде портиков свойственны роскошным паркам в предместьях многих европейских городов. Анфилада - это один из способов разнообразить и саму городскую среду. Прямые, как лучи, улицы, представляющие собой череду пространств, открытых только в небо - украшение Парижа, Рима и других столиц. Знамениты длинные анфилады проходных дворов в Санкт-Петербурге.

И в наше время классические архитектурные приёмы не теряют своей актуальности. Анфилады залов можно увидеть не только во вновь построенных зданиях музеев и галерей, но и в жилых домах высокого уровня.

Глубина и ритм

Если архитектура - «застывшая музыка», то анфилада - это прекрасная мелодия с четким ритмом, состоящая из гармонического сочетания нескольких ярких аккордов. Такое сравнение полностью раскрывает ее суть и красоту.

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

При проектировании жилых, административных и прочих зданий и сооружений обязательно разрабатывается тот порядок, в котором в них будут размещаться различные помещения. Он учитывает последовательность, при которой в строении будут протекать различные повседневные процессы, связанные с передвижением людей. Между помещениями зданий и сооружений должна быть предусмотрена определенная связь, причем организовать ее необходимо таким образом, чтобы все находящиеся в нем лица могли легко и просто ориентироваться, а путям сообщения надлежит быть по возможности самыми короткими.

В современной практике проектирования и строительства зданий и сооружений существует несколько общих принципиальных схем, в соответствии с которыми реализовываются их архитектурно-планировочные решения. К таковым относятся следующие схемы планировки:

  • Коридорная;
  • Анфиладная;
  • Центрическая;
  • Зальная;
  • Секционная;
  • Смешанная.
Коридорная планировочная схема

Главной характерной особенностью коридорной планировочной схемы является то, что при ее реализации все помещения располагаются с двух, с одной, или частично с одной, а частично с двух сторон общего коридора, который связан с одной или несколькими лестничными клетками. Если помещения располагаются с двух сторон коридора, то для обеспечения его естественного освещения в торцевых стенах обустраиваются окна. Что касается длины общих коридоров, то в зданиях, спроектированных в соответствии с коридорной схемой, она составляет 20 метров при освещении с одного торца и 40 метров при освещении с двух торцов.

Коридорная композиционная схема

В тех случаях, когда в общих коридорах помимо естественного освещения с торцов обеспечивается дополнительное освещение с помощью, так называемых световых разрывов (то есть уширения коридоров), то расстояние между этими световыми разрывами не должно быть более двадцати метров. Что касается расстояния между окном и световыми разрывами в торце коридора, то оно не должно превышать тридцати метров.

Анфиладная схема планировки

Главной характеристикой анфиладной схемы планировки является то, что в ней коридоры отсутствуют вообще. В зданиях с такой планировкой все помещения находятся друг за другом, в последовательном порядке, причем они связаны между собой расположенными по одной оси дверными проемами . Чаще всего анфиладная схема планировки применяется во дворцах, музеях, торговых центрах, а также в некоторых других зданиях.


Анфиладная схема

Центрическая композиционная схема

Основной отличительной чертой центрической композиционной схемы является то, что ее «ядром» выступает главное помещение, имеющее достаточно большие размеры. Вокруг него группируют помещения вспомогательные, имеющие значительно меньшую площадь. Центрическая композиционная схема находит применение при проектировании и строительстве кинотеатров, театров, концертных залов.


Центрическая схема

Зальная планировка

Для достаточно широко распространенной зальной схемы планировки характерно то, что все функциональные процессы в зданиях, построенных в соответствии с ней, протекают в едином помещении. Оно имеет очень большую площадь. На основе зальной планировочной схемы проектируются и сооружаются выставочные залы, крытые рынки и другие подобные объекты.


Зальная композиционная схема

Секционная схема планировки

В основе секционной схемы лежит то, что все расположенные в зданиях, построенных на ее основе, помещения, сгруппированы в одинаковые по своей планировке группы, именуемые секциями. Наиболее широкое применение секционная схема нашла при проектировании жилых объектов.


Секционная схема

Смешанные композиционные схемы

В практике проектирования зданий приходится использовать более сложные схемы, которые представляют собой различные комбинации тех, что перечислены и кратко описаны выше. Чаще всего их применение обусловлено особыми требованиями индивидуального или технологического характера. Именно такие композиционные схемы принято именовать смешанными.

Для того чтобы правильно организовать внутреннее пространство того или иного здания важно подобрать наиболее подходящую композиционную схему. От проектировщика при этом требуется выявить, какова из них будет наиболее оптимальной для того, чтобы использовать все внутренние объемы сооружения в соответствии с их функциональным назначением.

До того, как стать архитектурным термином, слово enfiler бытовало у ювелиров. Означало оно «нанизывать предметы на нитку», то есть делать бусы. Соответственно, enfilade - «то, что нанизано». Со временем это слово из обихода ювелиров исчезло совсем, и сейчас у него во французском языке осталось два значения – «ряд пространственных элементов» и «продольный огонь». Но у обоих выражений есть нечто общее – предполагается, что есть некая прямая, которая играет роль воображаемой нити.

Любой ли ряд является анфиладой?

Представьте себе, что вы идете по большому дворцу. Вы проходите через много залов, в каждом из которых два входа, расположенных строго напротив. Потом вы попадаете в зал, у которого тоже два входа, но один из них находится где-то в углу. Эта дверь ведет в соседнее помещение. Вы заходите туда и видите, что там тоже есть второй вход, который находится не напротив первого, а в стороне. Какая группа помещений будет анфиладой? Первая, то есть тот ряд комнат, у которых двери находятся строго напротив друг друга. Комната, где вторая дверь в углу, частью анфилады уже не является. Она хоть и , но второму признаку анфилады не соответствует. Анфилада должна открывать сквозную перспективу.

Анфилады бывают и на улице

Анфилада может быть не только длинным рядом роскошных комнат. Этим термином вообще обозначают смежных архитектурных пространств, сквозь которые открывается некая перспектива. Это могут быть, например, дворы. Множество примеров подобной организации пространства можно найти, например, в Санкт-Петербурге. Длинный ряд проходных дворов, арки которых находятся строго одна напротив другой – это тоже анфилада.

Самые роскошные анфилады

Внутренние анфилады стали особенно популярны в эпоху барокко. Роскошь была в большом почете. Анфилада давала возможность владельцу дворца показать свое богатство в полной мере. Особенной пышностью, конечно, отличались королевские и царские дворцы. Современников поражали роскошные анфилады Версальского дворца и Сан-Сусе. Популярен этот архитектурный прием был и в России. Зимний дворец, Екатерининский, Большой дворец в Петергофе – везде вы найдете анфилады великолепных помещений. Подобная организация пространства была в ходу и у зажиточных горожан. Правда, анфилады там были небольшие, а сами помещения – более скромные, нежели во дворцах знати. Что касается организации уличного пространства подобным образом, то она получила широкое распространение в эпоху классицизма.

Анфилада комнат является символом публичного дома, борделя. Если вы оказались в анфиладе комнат, то вы мечтаете о многочисленных и разнообразных сексуальных контактах. встреча с кем-нибудь в анфиладе комнат предвещает скорый разрыв с этим человеком.

Значение и толкование «анфилада комнат» по Фрейду на сайт

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, был одним из самых усердных исследователей мира сна. Его труд «Толкование сновидений» раскрывает многие интереснейшие механизмы сновидческой деятельности, содержит массу примеров и анализов своих снов и снов пациентов. Фрейд писал научную работу, в которой проводил идею, что сновидения – это зашифрованные послания нашего подсознания. Эти послания есть именно послания, то есть нечто важное, что хочет донести до нас мозг. И, используя научные методы, их можно раскодировать. Реакция на книгу тогда, да и сейчас, была неоднозначной. Однако о большом значении работы Зигмунда Фрейда говорит тот простой факт, что, несмотря на многочисленные развенчания метода психоанализа и развитие науки, мы все – и учёные, и простые обыватели – знаем имя австрийского психиатра.