Альпийская горка своими руками. Исследовательский проект альпийская горка у моего двора Экология проект альпийская горка перспективным планом

Альпийская горкаВыполнили:
Швецова Александра
Окунева Полина
Любова Екатерина
Руководитель: Мокина А.В.

«Если бы каждый
человек на клочке
земли своей сделал все,
что он может, как
прекрасна
была бы Земля наша».

Кто хотя бы раз в
жизни побывал в горах,
уже никогда не забудет
этот волшебный мир с
бескрайними
альпийскими лугами и
каменистыми
склонами.
Этим
и
объясняется
наше
желание
перенести
этот сказочный уголок
природы
в
нашу
реальную
жизнь.

Цель проекта

Воспитание у
обучающихся
трудолюбия и любви к
прекрасному в процессе
благоустройства
школьной территории.
Приобретение
обучающимися новых
умений и навыков

Задачи проекта

Ознакомление с проектированием, оформлением
приусадебного участка.
Развитие умений и навыков планировать свою
деятельность, используя знания, полученные в ходе
учебного процесса.
Привитие эстетического вкуса, экологического
образования, любви к природе.
Создание условий для социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в современном
обществе.

Альпийская горка

Это участок сада с искусственным сооружением из
камней и растений высокогорной растительности.
Этот любимый многими элемент ландшафтного
дизайна берет свое начало и название высоко в горах, где
в расщелинах камней, как бы "вопреки суровой судьбе"
поселяются растения, поражающие разнообразием
форм и окраски цветов. Главным образующим фактором
таких уголков является камень, а растения лишь
дополняют и обрамляют глыбы. Подражая природе,
человек стал сооружать альпийские горки, отказываясь
от крупных растений и находя красоту в природной
форме камней, даже их щелях и трещинах.

Альпийская горка на
школьном участке это не только модный в
наше время атрибут
ландшафтного
проектирования, но и
важный декоративный
элемент, позволяющий
придать изюминку и
неповторимость
любому участку

Материалы для создания альпийской горки

камни
гравий
щебень
песок
известняковый
туф - травертин

Выбор места для альпийской горки

Альпинарий нужно разместить так, чтобы он
органически вписывался в окружающую его среду.
Не обязательно искать большое пространство ведь крохотные альпийские растения - не деревья,
и их на небольшом участке поместятся десятки.
Для альпинария выбирают, как правило, солнечное
место с достаточно аэрированной почвой на
таком участке, который хорошо виден с
небольшого расстояния.

Слайд 1

Альпийская горка

Слайд 2

История альпинариев и рокариев
Такие сооружения, как альпинарии и рокарии, существуют в восточной культуре уже три тысячи лет. На Запад они пришли пару столетий назад из Китая и Японии. Обладая особым шармом, сады камней моментально покорили сердца аристократов и состоятельных людей. Очень скоро возникла мода на создание таких уголков отдыха. Философия создания этих сооружений в том, что они неповторимы. В мире существует множество садов камней. Однако нельзя найти хотя бы два похожих. Оформление альпийской горки - это творчество, похожее на создание музыки или картины.

Слайд 3

Альпинарий или рокарий
Рокарий – сад камней, альпинарий – сад растений. Рокарий - в первую очередь, сад камней. Здесь растительность может совсем не использоваться или присутствовать по минимуму. Рокарий обычно не очень высок. Альпинарий может иметь высоту до трех метров, что в 3 раза превышает размеры самого высокого из рокариев. Альпийскую горку сложнее строить, она больше по площади. Основная достопримечательность таких сооружений - растения.

Слайд 4

Рокарий

Слайд 5

В первую очередь, надо выбрать место для альпинария или рокария. Второй этап - устройство дренажа. Когда участок готов, надо подобрать камни и уложить их. Следующий шаг - подготовка грунта для растительности. Пятый этап - высадка растений.

Слайд 7

Дренаж участка
Сначала надо вырыть котлован. Глубина котлована зависит от площади будущего каменистого сада. Так, для альпинария размером 2,5 на 2,5 метра оптимальная глубина котлована будет около 1 метра. На дно надо установить дренажную систему. Тут можно использовать песок, щебень, строительный мусор, черепки. Древесную стружку, однако, закладывать нельзя. Сверху на дренаж укладывается плодородная почва. Последний этап - трамбовка.

Слайд 8

Камни для горки
Подбирая валуны, надо учитывать, что, чем меньше размер альпинария, тем меньше должен быть и размер камней.. .Единственный критерий, которому должен следовать владелец участка, сооружая ее, это критерий естественности. То есть не надо слишком усердствовать. Чрезмерная хаотичность расположения камней так же неестественна, как и правильность. Не стоит брать несколько различных пород валунов. Обычно в природе нагромождения камней встречаются из одной породы. Преимущество следует отдавать натуральным материалам.

Слайд 9

Камни для горки
Чтобы альпинарий выглядел действительно потрясающе, надо, чтобы он смотрелся хорошо даже при отсутствии растительности. Именно в этом и заключается секрет мастеров. Горка, как правило, имеет от 3 до 5-6 ярусов. Укладывая камни, надо помнить, что в скором времени тут надо будет высаживать растения. Поэтому следует между ярусами насыпать слой влажной плодородной почвы. Не надо укладывать камни слишком плотно.

Слайд 10

Слайд 11

Грунт для растений
Нужно тщательно подготовить грунт. Его можно сделать самостоятельно. Для этого надо взять глинистую почву, достаточно чистую, чтобы потом на ней не появились сорные травы. Почва смешивается с торфом. Торфа должно быть в три раза меньше, чем земли. Далее надо добавить в состав грунта немного гравия. Грунт насыпается в те места, которые предназначены для высадки. Это могут быть расщелины и свободные места между валунами. Можно также просто насыпать почву на камни.

Слайд 12

Слайд 13

Выбор растительности
Растения для альпийской горки подбираются по определенным критериям. Они должны быть неприхотливы. Это гарантирует, что владельцу не придется постоянно ухаживать за своим каменным садом. Ведь альпинарий должен быть максимально естественным. А это означает, что следует ограничить вмешательство человека в его среду. Растения должны радовать глаз не только летом, но даже в холодное время года. Вся растительность должна мирно сосуществовать. Следует избегать высаживания на горке тех видов, которые враждуют друг с другом

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию в нашем детском саду разработан проект — экологическая тропа с которая включает в себя различные видовые точки: «Поляна сказок», «Грибное царство», «Мини-водоем», «Казачье подворье», «Зеленая аптека», «Альпийская горка», «Цветник», «Метеостанция» и др.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с живой и неживой природой. Наш детский сад малокомплектный, территория небольшая, клумбы на территории сада недостаточно озеленены. Каждый год перед летне-оздоровительной компанией встает проблема благоустройства территории и максимальное использование ее во время прогулок, т.к. большую часть времени дети находятся на свежем воздухе.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми – цикл экскурсий по экологической тропе.

Педагогами ДОУ, активно используется экологическая тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, ребята стали задавать много вопросов, и ждут на них ответы.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

— озеленение территории растениями;

— оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;

— создание нескольких зон:«деревенский дворик», лесная поляна, «во саду ли, в огороде», «тихий уголок», мини-стадион, цветник.

Предполагаемый результат:

1. Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками.

2. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.

3. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

4. Создание атрибутов к видовым точкам.

5. Создание презентации на тему: «Экологическая тропа на территории МБДОУ д/с № 38».

Этапы реализации проекта

I этап: Поисково-исследовательский

— обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных мест;

— составление карты-схемы тропы с нанесением маршрута всех ее объектов;

— составление паспорта «Экологической тропы»;

— подготовить литературу по экологическому развитию детей;

— наметить план работы по реализации проекта.

II этап: Практический

— создание на групповых верандах и участках видовые точки из имеющихся материалов;

— создание дополнительного материала по теме своей видовой точки;

— создание видовых точек на прилегающей к зданию детского сада территории;

— создание метеоплощадки, террариума, мини огорода с лекарственными травами, видовой объект – коллекции;

— составление паспорта по своей видовой точке и рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми разных возрастных групп;

— создание красочной картинки для указателя своей видовой точки;

III этап: Заключительный

Создание экологической тропы, с различными видовыми точками, каждая из которых имеет свою цель, методические рекомендации по ее использованию.

С целью повышения интереса детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию видовым точкам были даны названия Станция … И дети отправлялись в путешествие по станциям. Хозяйки тропы безусловно стала Василиса Прекрасная.

Путешествие по видовым точкам начинается с центрального входа в детский сад и первая станция расположенная на экологической тропе.

Точки № 1, 4, 5 «Поляна сказок»

Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.

На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.

Точки № 2, 3 «Цветники»

Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Точка № 10 «Чудо огород»

Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.

«Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

(Ф. Гуринович)

Точка № 11 «Альпийская горка»

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закреплять их название; учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

Воспитывать у детей чувство прекрасного.

Точка № 9 «Зеленая аптека»

Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства), учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений

Точка № 8 «Метеостанция»

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется:флюгер, барометр, термометр, дождемер.

Точка № 7«Мини-водоем»

Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.

Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.

Педагоги самостоятельно определяют маршрут следования по станциям, проводит на этих станциях образовательную деятельность согласно задачам своей возрастной группы. Воспитателями активно использовалась тропа в летний период и не менее активно осенью. Дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, стали задавать много вопросов, и ждут ответы на свои вопросы. Наша тропа функционирует на протяжении уже полугода, некоторые объекты видовых точек являются в настоящий момент мини тропой в здании детского сада на зимний период. В летний период экологическую тропу украшали множество цветников, в зимний период мы предполагаем будет дополнена снежными постройками.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 ст. Зольская»

Проект на тему:

«Альпийская горка у моего двора»

Проект выполнила: Абгарян Анжелика

учащаяся 11 б класса

МБОУ СОШ №4 Ст. Зольской

Руководитель: Куранова Н.И.

учитель биологии, высшей категории

1. Введение………………………………………………………………………………….1стр.

1. Актуальность проекта………………………………………………………………1 стр.

2. Цель и задачи………………………………………………………………………….2 стр.

3. Идея проекта……………………………………………………………………………3 стр.

4.Гипотеза……………………………………………………………………………………3 стр.

5. Методы исследования……………………………………………………………3 стр.

5.План альпийской горки……………………………………………………………4стр.

6.Подготовка камня и строительного материала…………………….4 стр.

7.Сооружение альпийской горки………………………………………………5-6стр.

8.Смета………………………………………………………………………………………7 стр.

9.Результаты………………………………………………………………………………8 стр.

10. Выводы…………………………………………………………………………………9 стр.

11. Заключение………………………………………………………………………….9 стр.

12. Список используемой литературы……………………………………10стр.

13. Приложение №1 ассортимент растений ……………………… 1 стр.

Введение:

Что такое современная альпийская горка?

Альпийская горка - это ландшафтная композиция, имитирующая горный пейзаж, в центре которой возвышается камень (или группа камней), по склонам которой создаются площадки по типу террас с приземистыми кустарниками и другими растениями.

В природе альпинарии образуются на месте естественных изломов горных пород, которые под воздействием внешних факторов «обрастают» плодородным слоем, пригодным для жизни растений. Воссоздание на участке такого непростого пейзажа требует много сил и фантазии от человека. Природа редко имеет симметрию в своих творениях, а человеку сложно сотворить хаос, из которого рождается красота непосредственности.

Для того чтобы альпийская горка смотрелась на участке выгодно, ей нужен простор, поэтому практически всегда это масштабное по площади сооружение из камней.

К вопросу создания альпинария своей мечты нужно подойти со вкусом и чувством меры – каменная композиция не должна выглядеть инородно. Нет смысла громоздить утесы и скалы в поле, гораздо уместнее там будет смотреться имитация горного склона или долины без броского возвышения горки.

Ваша альпийская горка может быть садом камней, пологим альпинарием или даже рокарием с широкими террасами, но суть ее останется прежней – гармоничная композиция из камней и растений.

Актуальность :

Современное оформление парков, скверов и приусадебных участков требует современного подхода к её оформлению. Одним из современных веяний является использование для их оформления Альпийские горки. Так в нашей семье возникло желание сделать альпийскую горку у нашего дома, чтобы радовать не только нас, но и окружающих. Это придаст совершенно новый, современный вид нашему цветнику.

Цель : обустроить на территории цветника альпийскую горку.

Задачи:

1.Изучение литературы, касающейся информации о обустройстве и способах формирования альпийских горок в разных климатических условиях.

А) планирование

Б) выбор строительного материала

В) выбор и размещение растений на альпийской горке

Г) проектирование и сооружение альпийской горки

2.Приобрести по возможности семена растений, рекомендуемых для выращивания на альпийских горках солнечной стороны

3.Вырастить или приобрести рассаду для посадки

4.Собрать и подвезти камни

5.Обустроить альпийскую горку

6. Подобрать ассортимент

7.Высадить цветочную рассаду, луковицы, кустарники- обеспечить уход

8. Составить смету.

Идея проекта:

Результатом проектной деятельности будет обустройство на территории цветника альпийской горки в соответствии с характером ландшафта, технологией сооружения, подбором рекомендуемых растений, соблюдением схем и правил посадки. За помощью я обратилась к нашему преподавателю биологии Курановой Н.И. и мы стали думать, что необходимо знать о создании альпийской горки. В этом нам, конечно же помог интернет, где мы нашли огромное разнообразие материала о создании альпийских горок, а затем разработали план с которым я познакомила маму и папу им наша идея очень понравилась и началась работа.

Гипотеза:

Соорудив альпийскую горку на участке цветника, в будущем значительно сэкономим силы и время на обработке почвы перед высадкой рассады, а обустроенный альпинарий органично вписавшись в местный ландшафт, придаст новый современный вид цветнику и предоставит неограниченную возможность для творчества. Благодаря альпинарию, цветник значительно дольше не потеряет своих декоративных качеств, так как альпийские растения цветут продолжительное время или обладают декоративной листвой, а иногда сочетают упомянутые достоинства.

Методы исследования:

    Научные познания

    Планирование

    Практическая работа

    Наблюдения

    Анализ результатов

План альпийской горки.

Подготовка камня – строительного материала:

    Для приобретения материала я с папой поехала в карьер и отобрала валуны и крупный булыжник. Приобрели щебень, оплатили доставку.

    Дома все камни промыли от песка и глины.

    Приступили к сооружению Альпийской горки с помощью рабочих, т.к. тяжелые валуны поместить в нужное место было сложно.

    Начали формировать горку и дорожку

Сооружение альпийской горки:

1.Сформировали горку

2.Проложили удобную дорожку, ограничили её камнем и засыпали светлым щебнем, что ещё больше позволило выделить её на фоне почвы.

При оформлении альпийской горки максимально старались сохранить растения которые раннее произрастали на клумбе, а также дополняли приобретенными на рынке.

Смета для альпийской горки:

    Чтобы подбить смету, необходимо четко представлять себе технологию работ, знать основные этапы создания альпинария

    Первый этап – это составление проекта, который включает в себя план с подбором ассортимента. Эту работу я выполнила вместе с учителем.

    Второй этап – подготовка участка под альпийскую горку. Используя домашний инвентарь и помощь родителей эта работа была поведена своими силами.

    Третий этап – непосредственное устройство альпийской горки. Были куплены семена разных видов цветковых растений, луковицы и рассада приобретены на рынке. Часть растений пересадили с приусадебного участка, некоторые подарили знакомые и соседи.

Наименование

Стоимость (руб)

Валуны. Булыжник и щебень

3.700

Трудоемкие работы

1.200

Туи

3.600

Семена

130

Луковицы

800

Рассада цветочно-декоративная

1150

Итого:

10580

Результаты:

Вот такую Альпийскую горку нам удалось соорудить. Всей нашей семье и знакомым она очень нравится. Некоторые из них задумались над тем, не соорудить ли им что- то подобное. Если это произойдет, улицы нашей станицы станут еще более красивыми. Но мы еще продолжим работу по благоустройству и пополнению разнообразия растений заселяющих наше сооружение.

Заключение:

    При довольно больших затратах на первый взгляд, внешний вид, эстетика и малые затраты в последующие годы позволяют рекомендовать использовать альпийские горки для оформления всех видов территорий. Кроме этого это современно и практично.

    Каждый год можно вносить новые элементы.

Список используемой литературы:

Дегтярева С. Е., Анисимова Т. Б. Альпинарий на вашем участке: дизайн, выбор растений, уход. - Феникс, 2003.

Лещинская В. В. Альпинарии и камни в саду. - Аделант, 2006.

Мак-Кой П. Как сделать альпинарий и водоем. - Москва: Росмэн-Пресс, 2006.

Марковский Ю. Б. Каменистые сады. - Фитон+, 2002.

Робинсон П. Садовые водоемы и альпинарии: Практическое руководство по проектированию и дизайну. - Росмэн-Пресс, 2002.

Сергиенко Ю. В. Все об альпинариях. - ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме. - Кладезь-букс, 2006.

Приложение1.

Ассортимент растений:

Название растений

Туя пирамидальная

Петуния

Тагетис

Астра

Лилии

Однолетний георгин

Сальвия

Цинерария

ГАЦАНИЯ

Флоксы однолетние

Матиола

Горичевка

Примула

Бальзамин

Цинния

Ирисы

Календула

Хлорофитум декоративный

МОУ Новокалитвенская СОШ

учащаяся

ДЭО «Школьный Экоград»

Руководитель:

учитель информатики

МОУ Новокалитвенская СОШ

Консультант:

методист МОУ ДОД Россошанская СЮН

2010 год

Введение

Механизмы и этапы реализации

Результаты реализации

Практическая значимость

Заключение

Литература

Приложения

Введение

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»

Человек с древних времен неразрывно связан с природой. К сожалению, в современный информационный век, век науки и техники, высоких технологий, человек постепенно утрачивает эту связь. Это ощущается особенно в городах, а иногда и в сельской местности.

Наше село располагается в Центрально-Черноземном районе России на юге Воронежской области, на правом берегу реки Дон. Нас окружают бескрайние поля, зелёные балки, изумрудный луг, прозрачная речка Чёрная Калитва, и тихий, но могущественный Дон.

Восхищаясь окружающей нас природой и чтобы защитить её от гибели два года назад в школе была создана Детская Экологическая Организация «Школьный Экоград». (Приложение 1)

«Школьный Экоград» это творческий коллектив учителей и школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытническую и практическую деятельность. В большей степени работа нашей организации направлена на практическую деятельность и проходит под девизом:

«От экологии души к экологии пространства.

Экология природы невозможна без экологии души».

В 2007 году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» был реализован проект «Дизайн школьного помещения». (Приложение 2)

Здание школы преобразилось, но хотелось, чтобы и территория школы выглядела очень красиво как внутренние помещение здания школы.

Осенью 2008 учебном году учащимися ДЭО «Школьный Экоград» началась работа над новым проектом по благоустройству пришкольной территории.

Актуальность проекта

Новое здание школы построено в 1991 году. После окончания строительства школьный двор находился в неудовлетворительном состоянии, поэтому проблема благоустройства территории была актуальной с завершения строительства. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.

Мы выбрали эту проблему потому, что:

· Школьный двор находится в удовлетворительном состоянии.

· Пришкольный участок недостаточно озеленен.

· На пришкольном участке отсутствует игровая зона.

· Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора».

Населённый пункт : Воронежская область, Россошанский район, село Новая Калитва.

Объект: территория МОУ Новокалитвенская СОШ.

Учреждение: МОУ Новокалитвенская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области.

Период действия проекта : сентября 2008 года – настоящее время.

Координатор проекта : , учитель информатики и ИКТ.

Цель проекта : эстетическое и экологическое преобразование школьной территории.

Задачи проекта:

· Декоративное оформление прилегающих к школе территорий.

· Создание благоприятных условий дополнительного комфортного пространства для работы летнего школьного лагеря, для ожидания школьного автобуса детьми близлежащих сел, обучающихся в школе, их родителей.

· Активизации практической деятельности по благоустройству пришкольной территории.

· Формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

Целевая группа : жители села Новая Калитва (3 тыс. человек)

Исполнители проекта : учащиеся и педагогический коллектив школы.

Партнеры:

1. Администрация МОУ Новокалитвенская СОШ

4. Родители

Социально – экологическая проблема : удовлетворительное эстетическое и экологическое состояние территории (зелёной зоны) школы.

Влияние на окружающую среду и жизнь людей: в реализации проекта учащиеся и работники школы и жители села Новая Калитва обретут благоустроенный уголок природы.

Тип проекта : практико-ориентированный, экологический, групповой, долговременный.

Механизмы и этапы реализации

Реализация проекта осуществлялась через следующие виды деятельности :

1) Исследовательскую (исследовали почвы под клумбы, альпийскую горку и школьный парк);

2) Проектную (реализация линии проектов по улучшению экологической ситуации «Альпийская горка», «Школьный парк»);

3) Пропагандистскую (выступление на школьных, районных, областных конференциях).

4) Просветительскую (работа по плану детской экологической организации «Школьный Экоград»);

5) Внеклассную (внеклассные мероприятия).

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (2008 год)

2 этап – практический (год)

3 этап – обобщающий (2011 год)

4 этап –

1 этап – подготовительный (2008 год)

Осенью 2008 года было проведено анкетирование учащихся и родителей школы (Приложение 3) и исследовательская работа по определению плодородия почвы (Приложение 4). В результате был сделан вывод – создание единого проекта «Ландшафтный дизайн школьного двора». Был изготовлен макет ландшафтного дизайна школьного двора и началась работа по реализации проекта. Разработали бизнес план , в результате которого была произведена вырубка старых насаждений ирги и расчищена территория под новые клумбы и парк. (Приложение 5)

2 этап – практический (год)

Весной 2009 года началась работа над проектом «Альпийская горка». Изучили литературу о ландшафтном дизайне. Создали эскизы альпийской горки. (Приложение 6) Был разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Альпийская горка», разбиты клумбы и дорожки. (Приложение 7)

Осенью 2009 года началась работа над проектом «Школьный парк», посвященного 65 – летию Великой Победы, разработан бизнес план, в результате которого был реализован проект «Школьный парк». (Приложение 8)

В претворении проекта в жизнь принимали участие учащиеся и работники школы на уроках технологии, субботниках. В каникулярное время ухаживали за цветниками ребята, которые проходили практику на пришкольном участке, учащиеся которые летом отдыхали в пришкольных лагерях.

3 этап – обобщающий (2011 год)

На год разработан перспективный план реализации проекта. (Приложение 9).

4 этап – информационно – просветительский (2012 год)

Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта.

Результаты реализации

Результат

для ребёнка:

· Получение нового социального и практического опыта и умений.

· Повышение уровня знаний об окружающей среде.

· Полезное и интересное проведение времени.

для школы:

· Решение задач организации творческого досуга учащихся.

для окружающей среды:

· Реальное улучшение экологической обстановки путем практических действий участников.

Самый ценный результат : осознание участниками проекта и жителями села Новая Калитва ценности зелёной зоны пришкольной территории:

1. Пришкольная территория находится под пристальным вниманием школы.

2. Образовалась инициативная группа из педагогов и обучающихся.

3. Налажены контакты с организациями: -Агро», – лес», администрацией сельского поселения .

Экономическое обоснование

Данный проект достаточно экономичен. Руководителю проекта и педагогам не требуется дополнительных средств на оплату.

Саженцы деревьев и кустарников были взяты из питомника МОУ Новокалитвенская СОШ, который находится при школьном лесничестве «Дубок». (Приложение 10)

Для приобретения инвентаря (лопат, грабель, шлангов и т. д.), семян цветов и плёнки использовались денежные средства полученные от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

Рассада цветов выращена учащимися школы.

Бюджет проекта

№ п/п

Наименование

Стоимость

Семена цветов

400 рублей

540 рублей

Спонсорская помощь -Агро»

Спонсорская помощь -Агро»

Родители

Питомник школьного лесничества «Дубок»

Пиломатериал

Спонсорская помощь - лес»

Бросовый материал

Практическая значимость

Наибольший успех в выполнении проекта: был достигнут в практическом благоустройстве зелёной зоны территории школы.

Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора» реализуется на протяжении трёх лет. Постепенно накапливается опыт в работе по проекту. Учащиеся старших классов передают свои знания и практические умения младшим школьникам для дальнейшей реализации проекта. Проект способствует развитию социальной активности среди детей и взрослого населения.

Заключение

После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности: оздоровительной, образовательной, трудовой, профориентационной. Ежегодно планируем работы по реконструкции участка, уходу за растениями, посадку деревьев и кустарников, цветов.

Школа для села – социально-культурный центр. Она должна как «храм знаний» притягивать и малышей и взрослых. Этому должна служить и территория школьного двора. И эту идею сближения человека с природой, её неразрывной связи с человеком, мы хотели реализовать и осуществить.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Ландшафтный дизайн». Москва «Эксмо», 2005

2. Ольга Воронова «Сам себе ландшафтный дизайнер». Москва «Эксмо», 2007

3. «Известные растения». Москва «Фитон+», 1999 год

4. Ю. Марковский «Строим каменистую горку». Москва «Фитон+», 2002

5. «Секреты альпийских горок». Москва «Эксмо», 2007

6. Журнал «Приусадебное хозяйство»

7. Журнал «Цветок»

8. «В царстве растений» Издательство Воронежского университета, Воронеж, 1977 год

Приложение 1

https://pandia.ru/text/78/529/images/image002_39.jpg" width="302" height="227 src=">.jpg" width="302" height="227 src=">.gif" width="560 height=296" height="296">

Анкета проводилась среди родителей учащихся МОУ Новокалитвенская СОШ.

Приняло участие: 217 человек.

Приложение 4

исследовательная работа

Цель исследования: определение плодородия почвы на пришкольной территории.

https://pandia.ru/text/78/529/images/image009_17.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение кислотности почвы Определение структуры почвы

https://pandia.ru/text/78/529/images/image011_13.jpg" width="302" height="227 src=">

Определение водопрочности почвы Определение плотности почвы

Вывод: почва на участке черноземная, обладает хорошим плодородием.

Приложение 5

БИЗНЕС ПЛАН

2008 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Расчистка территории под клумбы

Расчистка территории под парк

Лопаты, грабли, носилки, ведра

Вырубка старых насаждений ирги

Лопаты, носилки

Привоз камней

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Начало проекта

осень 2008 годА

https://pandia.ru/text/78/529/images/image013_10.jpg" width="302" height="225 src=">

Место под альпийскую горку

https://pandia.ru/text/78/529/images/image015_5.jpg" width="302" height="227 src=">

Место под школьный парк

Приложение 6

Эскизы

на проект «Альпийская горка»

Выполнила ученица 3 класса Богатырёва Светлана

Эскиз «Альпийская горка»

Эскиз «Окруженный камнями пруд»

Эскиз «Горный склон»

Данные эскизы выполнили: ученица 5 класса Крупа Мария и

под руководством учителя ИЗО А.

Приложение 7

БИЗНЕС ПЛАН

2009 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Создание горки

Гравий со щебнем и песком, земля, песок.

Лопаты, грабли, носилки, ведра.

Укладка камней для дорожек и горки

Камни, носилки.

Укладка черной пленки

Ножницы, лопата.

540 рублей

Посадка цветов

Саженцы цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

400 рублей

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

Деньги на приобретение плёнки и семян цветов были получены от реализации саженцев из питомника школьного лесничества «Дубок».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА»

2009 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image022_3.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image024_2.jpg" width="300" height="223 src=">

Приложение 8

БИЗНЕС ПЛАН

2010 ГОД

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Разбивка парка

Рулетка, колышки.

Укладка камней для дорожек и клумбы

Песок, почва.

Камни, носилки.

Посадка саженцев

Лопаты, грабли, ведра.

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

Привоз почвы

Спонсорская помощь -Агро»

Привоз песка

Спонсорская помощь -Агро»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«школьный парк»

2010 ГОД

https://pandia.ru/text/78/529/images/image026_2.jpg" width="302" height="227 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image028_2.jpg" width="301" height="226 src=">

https://pandia.ru/text/78/529/images/image030_2.jpg" width="302" height="227 src=">

Приложение 9

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Этапы работы

Оборудование и инструменты

Затраты

Посадка цветов

Саженцы и семена цветов.

Лопаты, грабли, ведра.

1600 рублей

Посадка саженцев

Саженцы деревьев и кустарников.

Лопаты, грабли, ведра.

Композиция «Дом Лешего»

Дерево дуба, сосны.

300 рублей

Композиция «Там на неведомых дорожках…»

Дерево дуба.

600 рублей

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Установка скамеек

Доски, брусья.

Лопаты, грабли, щебень.

Спонсорская помощь ООО«Калитва – лес»

Приложение 10

ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО «ДУБОК»

Цель: Восстановление лесных ресурсов в окрестностях села Новая Калитва Россошанского района Воронежской области.

Задачи:

· Выращивание саженцев в школьном питомнике для посадок на территории села Новая Калитва, у памятников воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на территории школы.

· Закладка опытов в питомнике «Влияние времени посева на всхожесть древесных культур».

· Выращивание саженцев для реализации и посадок по склонам оврагов.

· Принимать участие в проведении мероприятий по охране леса от пожаров, охране птиц и животных.

За время работы школьного лесничества «Дубок» было реализовано:

Вяза – 460 шт.

Абрикос – 560 шт.

Слив – 20 шт.

Ирги – 25 шт.

Каштана – 500 шт.

Катальпы – 20 шт.

Биоты – 375 шт.

Общая сумма: 12000 рублей

На территории школьного двора высажено:

Рябины – 60 шт.

Ивы – 4 шт.

Сирени – 18 шт.

Катальпы – 16 шт.

Черемухи – 8 шт.

Бирючины – 40 шт.

Питомник школьного лесничества «Дубок»

МОУ Новокалитвенская СОШ