Мезенская роспись - очень подробно!!!!!! Мезенские изделия: описание, виды, символика. Изделия мезенских мастеров Родина мезенской росписи

Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись. Волшебные узоры и орнаменты, непохожие на привычных животных, чудесные деревья. Мезенская роспись или, как ее еще называют, палащельская - это тип росписи исключительно домашней русской утвари. Прялки, ковши, братины и многое другое расписывали в Мезени с начала 19-го века. Минимум цветов - красный и черный, но насколько завораживают эти сказочные вещи, каждую из которых хочется иметь дома! Попытки возродить это искусство не увенчались успехом. Но что мешает попробовать сделать это своими руками?

Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись

Этот тип росписи действительно имеет всего два цвета - черный и кирпично-красный. Наносили ее на дерево - негрунтовку, специальной кисточкой - палочкой «тиской», перьями глухаря и тетерева и кисточками из человеческих волос. Затем на изделие наносилась олифа. В наше время, если где-то эту роспись используют, то в ход идут уже обычные кисти - за глухарями и тетеревами уже никто не будет бегать. Ранее росписью занимались исключительно мужчины. Сегодня этого правила нет.

Мезенскую роспись и ее элементы характеризует символьный орнамент. Это и является ее особенной, неповторимой чертой. Черточки, звездочки, квадратики, ромбики, солярные знаки - каждый имеет свой глубокий смысл. Нужно только уметь его прочитать. Символы огня, воды, воздуха, урожая гармонично встроены в мезенский орнамент. По факту можно классифицировать эти орнаменты как особый вид древнего письма. Подробно познакомиться с каждым элементом поэтапно позволяет рабочая тетрадь Мезинская роспись, разработанная для детей автором Ю.Г. Дорожиным и художником Ольгой Знатных.



Конь, к примеру, в мезенской росписи, это не просто лошадки — он является символом восхода солнца. Утка - порядок вещей. Утка уносит с собой солнечный диск в подводное царство до рассвета солнца и охраняет его там. Олениха - небесная родительница, дарующая жизнь всему живому на Земле. Елки - символ мужской силы. Эти символы очень сильно перекликаются с наскальными рисунками, которые были найдены на берегу Белого моря и Онежского озера.

Символика мезенской росписи включает в себя также знаки воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии.

Откуда идут истоки мезенской росписи, сложно ответить - они теряются так глубоко в веках, что доискаться истины уже невозможно.

Галерея: мезенская роспись (25 фото)























Мезенская роспись: урок (видео)

Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.

Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:

  • обычная разделочная кухонная доска - болванка (некрашеное дерево);
  • гуашь;
  • кисточки 1, 3 и 5;
  • карандаш простой;
  • линейка;
  • ластик;
  • коей ПВА;
  • кисточки для клея и лака;
  • лак для дерева.
  1. По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных - их, как магнитом, тянет к таким вещам.
  2. После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
  3. Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
  4. Далее покрыть коричнево - красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
  5. Далее обвести контуры основного узора коричнево - красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
  6. Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
  7. Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка - на ручке, другая - в основной композиции).
  8. Добавить в клеточный узор диагональные линии.
  9. Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
  10. Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
  11. Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
  12. Довести до конца птицу вверху доски.
  13. Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
  14. Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
  15. Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо - она может потребоваться для разделки продуктов.

Будьте осторожны при работе с лаком - проветривайте помещение. Не держите лак возле открытого огня. Рабочий стол лучше покрыть пленкой на случай, если лак попадет на поверхность стола. Когда работа будет завершена, лак и растворитель нужно хорошо закрыть. Кисти промыть. Еще раз проветрить помещение.

Мезенская роспись: рисуем коня по классической схеме

Конь или лошадь, как становится понятно - одна из центральных фигур мезенского символизма. Поэтому на редком количестве существующих предметах расписанных данным типом росписи, его нет. Как он рисуется - показано ниже.

Конь или лошадь, как становится понятно - одна из центральных фигур мезенского символизма

  1. Чтобы нарисовать коня в мезенском стиле, можно сразу писать кистью или, если это сложно, сначала прорисовать простым карандашом.
  2. Кони бывают разными - совсем простые и с «вывертом». Отличие обычно в хвостах, гривах и прочих частях фигуры коня.
  3. Роспись начинать лучше с ног. Сначала пишутся крайние, затем те, что в середине.
  4. Обязательно нужно помнить о пропорциях туловища и шеи коня. На некоторых предметах, украшенных мезенской росписью, можно встретить совершенно непропорциональных коней. Но это, скорее, исключение из правил. Мастера с именем рекомендуют соблюдать общепринятые пропорции.

Что надо знать начинающему

Прежде всего, то, что занятие мезенской росписью может принести не моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение, но это еще и неплохой вариант заработать деньги. Мода на старину никогда не пройдет, а мезень - слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов.

Учитывая то, что ей мало кто владеет, можно легко понять, какой на нее спрос среди знающих людей. Если задаться целью и сконцентрироваться на этом редком искусстве, можно завоевать большой авторитет и параллельно зарабатывать неплохие деньги.

Мода на старину никогда не пройдет, а мезень - слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов

Материалы, требующиеся для начала работы, не требуют больших затрат - позволить себе заняться искусством мезенской росписи может себе каждый.

Лаки, краски, материалы

Занятие мезенской росписью по дереву требует всего два цвета красок, но качественных . Мезенцы пользовались углем - понятно, что сегодня это редкая практика. Начинающим можно посоветовать гуашь. Более продвинутые профессионалы подбирают краски индивидуально. Материал зависит от того, что предполагается расписывать. Основное направление большинства, занимающихся этим искусством - доски. Безусловно, труднее расписывать прялку или короб - техника усложняется, а все ищут более простых путей.

Лаки должны быть бесцветными, но не самыми дешевыми - они дольше сохнут, трескаются, в общем - пустая трата денег.

Мезенская роспись: олени (видео)

Замечено одно: люди, которые занимаются какими-то редкими видами рукоделия, искусствами, не испытывают душевного дискомфорта и разногласий с самими собой. Делая ту или иную вещь, делающий мысленно переносится внутрь свой поделки - он вживается в то, что исполняет. Главное – выбрать правильный путь и не сворачивать с него. Тогда мир в душе будет обеспечен, а вместе с этим придет и все остальное. Мезенская живопись медитативна и несет только радость и счастье.

МБУДО «Дворец детского творчества»

Отдел «Изобразительное искусство»

РЕФЕРАТ

на тему: «МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ»

Выполнила обучающаяся

Детского объединения

«Волшебный мир творчества»

ГРИДИНА ЕЛЕНА

Педагог: Шпилько Е.О.

КУРСК 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

    Возникновение промысла.

    Особенности производства.

    Роспись изделия.

    Приложения.

Цель исследования:

Изучить историю возникновения промысла, особенности, выполнение мезенской росписи

Задачи исследования:

Выявить особенности мезенской росписи

Изучить цветовую гамму мезенской росписи

Рассмотреть технологию росписи

Освоить приёмы мезенской росписи

Научиться расписывать деревянные изделия

Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь - прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись» .

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю - тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.

А на изнаночной стороне художник , строго сохраняя уровни, мог сделать надписи , например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины , передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

    Особенности производства.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, - говорят дети).

Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия - символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Простые эелементы


Узоры в косой клетке


Ленточный орнамент

Деревья, птицы, олени и кони.


Мотив птицы , приносящей добрую весть или подарок, - широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива - «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.


К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики , угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни , в “уточке” и коне – знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и “уточки” (поместному “курицы”) украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка:

Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами . По преданию славян, олень связывался с дождем

Панно "Плодородие" условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя - земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест - совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц. По сторонам четким строем вытянулись елочки - олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” - вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками - родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки - души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли.

После войны ремесло практически исчезло. Так комментирует жительница деревни Аксенова Елизавета Ивановна:
"– Здесь много было проезжих вверх по реке – на Печору, в Коми. Они и покупали прялки, лукошки и всякое прочее. В войну перестали ездить, так и исчез промысел. Правда, после, в 60-х, в деревне этим делом занимался еще Федор Михайлович Федотов, его дом стоит на самой околице. Но рисовал уже так, не ради приработка, а для себя – сам короба и корзинки плел, сам понемногу расписывал…"

Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым.

Во многих случаях “капелька” сменила штрих, фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из “мужской” росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.

Уходит и смысл, вкладываемый мастерами в рисунки, Сейчас лишь эксплуатируются образы, и они все реже рассказывают истории жизни земли северной.

Роспись изделия

1этап:

Подготовка изделия под роспись. На поверхность шкатулки наносим слой клея ПВА. Оставляем для просушивания при комнатной температуре.

2этап:

Когда поверхность высохла, зачищаем образовавшиеся неровности мелкой наждачной бумагой.

3 этап:

Продумываем сюжет и выполняем эскиз на бумаге.

4этап:

Выполняем рисунок карандашом на изделии по эскизу

5этап:

Выполняем в цвете основные предметы композиции. Затем прорисовываем мелкие детали.

6этап:

Просушиваем изделие при комнатной температуре.

7этап:

Лакируем поверхность.


Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.


Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.


Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.


Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.


Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, - говорят дети).


Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.


Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, - широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива - «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

“Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков."

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.


Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“.


Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.


А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю - тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.


Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный. 
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.


В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. 
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.


Символика узора 



Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера.

В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.



Вода . Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. 



Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).

Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. 



Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. 

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке


Простые эелементы


Узоры в косой клетке


Ленточный орнамент


Деревья, птицы, олени и кони.



Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.


К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Деревенька Палащелье, которая расположилась на живописном берегу реки Мезень, определила название целого направления в

декоративном русском искусстве. В некоторых печатных изданиях можно увидеть другое название этой росписи — Палащельская. Художественная роспись по дереву — мезенская роспись поражает самобытными орнаментами и непосредственными рисунками.

Большую популярность промысел приобрел в 19 веке. Короба и прялки от реки Мезень распространились по Пинеге и Онеге. Мезенская роспись — это Начало берет во времена славянских племен.

Мезенская роспись. Обсуждение первоистоков

Что породило такую роспись, неизвестно. Некоторые историки говорят, что мезенская роспись родом из Коми, другие считают, что первоисточником были древние греки со своими рисунками. В настоящее время это трудно установить, так как со времен ее возникновения прошли сотни лет. Широкое признание искусство получило с начала 1904 года. находил в росписи элементы скифской культуры. Наскальные рисунки Заонежья увидела в ней Жегалова С.К.

Приобщение детей к народному ремеслу

Знакомство детей дошкольного возраста с мезенским промыслом — это приобщение к культуре и быту северных народов. При нанесении узоров и орнаментов росписи развивается детский художественный вкус, обогащается словарный запас названиями орнамента: ромб, завиток, зигзаг, спираль, контур и т. д. Дети учатся рисовать простые геометрические фигуры, животных.

С одной стороны рисунки орнамента, особенно животные, выполнены вычурно и абстрактно. Дошкольники любят копировать предложенные учителем рисунки оленя или коня. Каждое изображение отличается от другого появлением дополнительных элементов. Они настолько притягательны и понятны, что дети с удовольствием их повторяют. Это лишний раз подтверждает то, что эта роспись зарождалась как наскальная.

Мезенская прялка

Прялки — изделия мезенских мастеров, которые первыми в древние времена были удостоены росписи. Уникальность их состояла не только в изысканности рисунка, но и в форме. Они изготавливались из цельного куска дерева, и днищем их служил корень.

Лицо каждой прялки расписывалось одинаково: верхняя часть изображала небо, средняя — землю, а нижняя — подземное царство. На небе должны были быть птицы и окно для общения с высшими силами. Обязательными элементами были олени, лошади, и дерево с птицей. В последнем ряду также были изображены лошади и олени, но они были черные. На оборотной стороне прялки могла быть надпись, например, посвященная любимому человеку, если прялка была подарком мужа жене. Прялка также была и необходимым атрибутом каждой северной девушки. Когда собирались девичьи посиделки, то каждая ставила свою прялку так, чтобы было видно ее лицо, которое было расписано индивидуально. Кода девушка выходила замуж и переезжала жить к мужу, прялка следовала за ней и называлась собойная. Прялка в доме была на особом положении и к ней относились с почетом и благоговением.

Техника нанесения росписи

В те далекие времена исключительно мужское население занималось таким престижным ремеслом, как мезенская роспись. Традиция состояла в том, чтобы передавать его по наследству. В мезенской росписи всегда присутствовало два цвета: красный и черный. Первые мезенские рисунки писались красной глиной и черной сажей, которые растворялись в смоле лиственницы. Писались рисунки деревянной палочкой, или кисточкой, сделанной из человеческих волос. Узор наносили на необработанную древесину, потом изделие покрывали олифой, и от этого дерево становилось золотистым.

С тех пор техника нанесения мезенской росписи не изменилась за исключением орудия нанесения рисунков. В настоящее время преимущество отдается кисти.

Орнамент был не произвольным, а символическим. Толкование некоторых символов уже утрачено, но техника сохранилась та же. Все элементы орнамента статичны и только благодаря тому, что они неоднократно повторяются, в рисунке появляется динамика и движение.

Мезенская роспись, символика, элементы орнамента

Символы своими корням уходят в мифологию и отображают культуру и народов Севера. Для рисунков характерна многоярусная узорчатость, что указывает на шаманское происхождение.

Три уровня символизируют три мира: небо, земля и подземелье. На нижнем и среднем уровнях располагаются животные: лошади, олени. Верхний уровень, небесный, заполняют птицами. Животные рисуются в красных и черных тонах, что можно также толковать как сочетание живого и мертвого миров. Конь у народов севера на особом положении и имеет значение оберега. Он символизирует жизненное начало и является также источником благополучия. Каждый уровень отделяется полосой, которая состоит из повторяющихся рисунков.

Земля на рисунках обозначается прямой линией. Если она расположена внизу, то это земная твердь, если вверху, то небесная. Земля в мезенской росписи имеет большое значение, так как это плодородие, защита, материнский оберег. Графическое изображение земли на рисунках - квадрат.

Вода на рисунке может обозначаться косыми линиями. Она имеет несколько значений. Небесная вода, которая орошает землю в качестве дождей. Это живительная влага может быть с градом. Может изображаться находиться рядом с прямой линией или возле

Ветер. Мелкие короткие линии, сопровождающие орнамент, обозначают ветер или свежий воздух. Этот элемент связан с мистикой и имеет Божественное начало. Это то, что существует, но невидимо и неосязаемо. Кроме божественного значения, этот символ может обозначать и демонические образы и представлять разрушительную силу. Как и всякий ветер, он может быть легким и приятным, а может нести ярость и разрушение, но без него невозможно земное существование. Это творческое начало. Мезенская роспись изображает ветер как покоренную стихию в виде черточек на скрещенных линиях. Эта композиция похожа на

Значение символа "спираль"

По мнению академика Б. Рабакова, спираль в мезенской росписи относится к мифологии. Это солнце, которое движется по орбите. Мезенская роспись изобилует множеством спиралей, которые присутствуют по всему рисунку. Они везде: крутятся возле животных и присутствуют в орнаменте. Спираль может обозначать не только солнце, а также смерчи, водовороты и является самым распространенным элементом декора. Спирали бывают разные. Если спираль сжата,

она обозначает энергетический клубок. Приближенная к кругу символизирует цикличность смены времен года. Сочетание женской и мужской энергии обозначает спираль двойная. Спираль, стремящаяся вверх, соответствует мужской энергетике, стремящаяся вниз — женской. Двойственность спирали может еще обозначать деторождение.

Элементы, символизирующие процветание в росписи мезенских умельцев

Символика и элементы мезенской росписи, которые символизировали процветание, изображали повсюду, желая себе добра. Их располагали на посуде, что предвещало никогда не голодать, на свадебных нарядах, что означало быть плодовитой и иметь полную семью. Вообще вся мезенская роспись посвящена изобилию. Это выражается в изображениях цветов, плодов, семян. Иногда применялось двухрядье, где символы располагались в порядке клеток шахматной доски. Ромб как символ изобилия часто располагался в виде непрерывной цепи, что указывало на дерево жизни.

Значение символа «птицы»

Птица — популярный знак, который означает дары и предвестника хороших новостей, особенно если она сидит на верхушке дерева. Птица, пожалуй, самый распространенный символ, который используется в рисунках народных умельцев. Северные народы имеют традицию размещать птиц из дерева в углу своей избы, который должен быть непременно красным (предполагает воображаемое дерево). Лебеди, гуси, уточки обозначали умерших предков, которые оберегают и помогают живым родственникам в тяжелую минуту.

Животные в символике

К числу самых распространенных символов в мезенской росписи относятся изображения животных, таких как олени и лошади. Причем в мезенской росписи кони имеют необычную окраску, не свойственную этим животным. Их мастера раскрашивали в красные и оранжевые цвета. Иногда они заштриховывались решетками. Вместо копыт часто рисовали вычурные перья. Ноги лошадей были неестественно тонкие и длинные.

В рисунках коней принято располагать напротив друг друга часто с воюющими наездниками. Вокруг животных часто изображались солярные символы.

Искусство декорирования красками

Мезенская роспись — декоративно-прикладное искусство. Помимо прялок, мезенская роспись применялась для украшения домашней утвари (коробов, прялок, шкатулок, лукошек, сундуков, ковшей, чашек, ложек, решет). Мезенские изделия расписывались в весеннюю пору. Изготовление их для продажи было большим подспорьем в каждом хозяйстве. Коробья в конце 19-начала 20 века расписывали в отличие от прялок крупными розетками, состоящими из овалов и кружков. Наклонными полосами украшали обручи.

Мезенские изделия и в наши дни высоко ценятся любителями народного творчества. Искусство росписи мастеру деревни Селище Ивану Фатьянову передал по наследству его отец. Он искусно расписывал лукошки и с успехом их продавал. Самой древней русской династией мастеров росписи были Аксеновы. Известны также своим ремеслом Федотовы, Новиковы, Шишкины, Кузьмины. Самым выдающимся мастером-художником, роспись которого никого не оставляла равнодушным, потому что всю душу он вкладывал в свое дело, был Федотов Василий Климентьевич, которого односельчане называли Вася Климович.

Современные ученые, изучающие мезенские изделия, считают роспись на них аграрной. На это указывают многочисленные прямоугольники, которые символизируют вспаханные пашни. В таких животных, как «уточка» и конь, узнаются символы заката и восхода. У северных народов эти животные всегда ассоциировались с солнцем: утицы-солоницы, конь-огонь.

Мезенские изделия содержат в рисунках изображение «курочки», которыми также украшали крыши домов наряду с конями. “Курицы и конь на крыше - в доме тише”, — известная славянская поговорка.

Палащельская роспись в наши дни

Сейчас на Севере в таких городах, как Архангельск и Северодвинск, изготавливаются множество сувениров в стиле мезенской росписи.

Современная мезенская роспись несколько отличается от древней. Она стала не такой графичной. Она мягче. Это происходит потому, что поменялся инструмент, которым выполняется рисунок - перья сменили кисти. Мезенская роспись в наши дни приобретает другой смысл. Сейчас используются только символы и образы, которые не так красноречиво рассказывают о жизни северных народов.