Из мотопомпы тракторы своими руками. Простейшая, мощная, надежная бензопомпа своими руками. Строение и элементы самодельной мотопомпы

Чаще всего на дачах проблема с поливом упирается не в полное отсутствие , а в трудность доставки воды из него в нужное место. Покупка большого насоса очень затратное дело, которое невыгодно из-за сезонности проблемы, а также, потому что для бытовых нужд такой объем не нужен. Основная задача – получить воду, к примеру, из колодца и разлить ее по участку. Для этого требуется небольших размеров, желательно не очень шумный агрегат. Именно о нем и пойдет далее речь.

Собираем мотопомпу своими руками из доступных деталей

Так как простому человеку, который не способен с нуля собрать двигатель внутреннего сгорания, тоже хочется сэкономить свои средства, будем рассматривать упрощенный вариант сборки данного устройства. Сделать такую мотопомпу своими руками может каждый. И для этого нам потребуется следующее:

  • Съемная помпа.
  • Двигатель от старой бензокосы.

Процесс сборки двух элементов в единое устройство выглядит следующим образом:

1. После снятия самой косы с двигателя, нам следует вынуть из сцепления колодки, которые зафиксированы при помощи двух болтов. Вынимаем их, отставляем в сторону.

2. Теперь переходим к разбору самой помпы. Отвинчиваем четыре болта по периметру и снимаем крышку с устройства.

3. Под крышкой обнаруживаем направляющую, которая никаким образом не закреплена. Чтобы она никуда не сдвинулась, у нее имеется только стопор. Поэтому просто поднимаем ее вверх, снимаем и отставляем в сторону.

4. Затем мы видим крыльчатку, которую также необходимо снять. Делаем это посредством прокручивания ее вокруг своей оси против часовой стрелки.

5. Под крыльчаткой находятся четыре болта, которые фиксируют заднюю крышку. Отвинчиваем их и снимаем этот элемент.

Мотопомпа
мотопомпа съемная помпа

6. Теперь у нас видно крепление подшипника. Нам необходимо вытолкнуть его из основания. На этом процесс разбора помпы окончен.

7. Переходим к этапу сборки всех деталей в одно устройство. Вставляем вынутый подшипник вместо колодок в открытое отверстие двигателя фланцем вниз и прикручиваем на те же четыре болта.

8. Сверху надеваем крышку подшипника. Закручиваем не до конца сначала один винт, затем тот, что находится по диагонали от него, так же закручивается и вторая пара винтов. Делается это для того, чтобы сам подшипник не наклонился в какую-то сторону и сел ровно. После того, как убедились, что все в порядке, закручиваем винты до конца.

9. Далее устанавливается нижняя крышка. Сначала на винты надеваются резиновые прокладки, и только после этого мы их закручиваем. Так мы избежим попадания влаги на находящийся снизу подшипник. Данные винты, также как и предыдущие, затягиваются методом крест-накрест.

10. После жесткой фиксации крышки следует установить крыльчатку. Процесс этот аналогичен съему, только поворот осуществляется в обратную сторону.

11. Поверх крыльчатки надевается направляющая, а на нее — верхняя крышка. На самой крышке имеется выступ, в который должен упираться стопор на направляющей. Следите за тем, чтобы они совпали друг с другом.

12. Верхняя крышка закрепляется при помощи четырех винтов, которые должны быть закручены в порядке через один, как и описано выше. Теперь устройство полностью собрано.

Преимущества собранной своими руками мотопомпы и правила работы с ней

Некоторым может показаться, что сборка своими руками мотопомпы, описанной выше, невыгодна. На самом деле она имеет ряд положительных качеств:

1. Изготовить такое изделия по силам абсолютно каждому, даже тому, кто совершенно далек от технических нюансов.

2. Устройство обойдется в разы дешевле, нежели покупка ему аналогичного в магазине.

3. При необходимости изделие можно разобрать обратно и вернуть мотор на косу, которую можно будет и дальше использовать по назначению и наоборот.

4. Производительность шума у такого устройства не очень высокая, на порядок ниже, чем у дизельных вариантов, которые также занимают намного больше места.

Изделие очень легкое, его свободно можно перенести в нужное вам место. Присоединив шланги к подходящим им отверстиям, не спешите включать агрегат. Сначала необходимо открутить крышку на верхнем патрубке и залить в него воду, после чего вернуть крышку обратно. Потом приступайте к использованию приспособления по назначению.

На дачном участке или в частном доме часто возникает необходимость перекачивать жидкость в накопительные емкости из различных источников: открытые водоемы, колодцы, скважины и т.д. Для этих целей применяется довольно дорогостоящее насосное оборудование, как электрическое, так и механическое. Если данного оборудования нет в наличии, то возникает вопрос: как сделать насос своими руками с минимальными материальными затратами? Эта задача может быть решена различными способами.

Простую помпу для перекачки жидкости буквально за несколько минут можно изготовить из пластиковой бутылки.

Совет! Бутылка по возможности должна быть толстостенной, то есть жесткой.

Процесс изготовления простейшего насоса выглядит следующим образом.

Данный самодельный насос можно усовершенствовать, если в боковой части бутылки не делать отверстие, а вставить шланг в дно бутылки.

Только после выдавливания воздуха из нее для подсоса жидкости потребуется перекрыть (согнуть) выпускной шланг.

Данная конструкция работает за счет энергии волн и способна перекачивать воду из ближайшего водоема.

Основная рабочая часть насоса – это полый цилиндр в виде гармошки . Сокращаясь и растягиваясь, гармошка меняет свой внутренний объем. Один конец гофрированной трубы подсоединяется к бревну, находящемуся в воде, а другой – к держателю на свае, которая вбивается в дно. С обеих сторон гармошка имеет клапаны, установленные во втулки. При набеге волн бревно начинает подниматься и опускаться, тем самым передавая колебательные движения на гофру, сжимая и разжимая ее. Если в нее залить воду, то клапаны начнут работать, и насос станет качать воду.

Если используется гофрированная труба диаметром 50-60 мм, то бревно должно быть массой 60-80 кг. Чтобы бревно не сломало подъемник при возникновении высоких волн, к свае следует прикрепить ограничитель. Через него пропускается болт и закрепляется в бревне. Головка болта должна находиться под накладной пластиной, благодаря чему бревно будет свободно вращаться в разных направлениях и не сломает сваю при возникновении нежелательного крутящего момента.

Важно! Если возникают проблемы с поиском гофрированной трубы, то существует конструкция волнового насоса, который работает без нее. Вместо гофры применяются резиновые кольцевые диафрагмы, последовательно соединенные в единый пакет.

Кольцевые диафрагмы стягиваются кольцами из металла по краям, внутри и снаружи. Внутренние кольца изготавливают и металла и проделывают в них отверстия. Между кольцами прикрепляется шнур, который будет ограничивать чрезмерное растяжение насоса. Также в верхней и нижней части насоса устанавливаются клапаны.

При движении бревна вверх, пакет из мембран растягивается, нижний клапан открывается, и насос начинает наполняться водой. Когда бревно опускается, пакет сжимается, нижний клапан закрывается, а верхний – открывается. Через него вода и выдавливается наружу.

Насос “печь”

Собрать насос, работающий на огненной тяге, можно с использованием металлической бочки на 200 литров.

Данная конструкция собирается следующим образом.

  1. Постройте из кирпичей простую печку. При желании, ее можно снабдить колосниками.
  2. В нижней части бочки необходимо закрепить выходной кран.
  3. Через отверстие в крышке бочки залейте несколько литров воды. Кран при этом должен быть закрыт.
  4. Далее, плотно закрепите в отверстии верхней крышки резиновый шланг. Очень важно, чтобы вокруг шланга не подсасывался воздух .
  5. На другом конце шланга установите сетчатый фильтр.
  6. Опустите шланг с фильтром в водоем.
  7. Разожгите дрова под бочкой (кран должен быть закрытым). По мере нагревания бочки воздух, находящийся в ней, начнет расширяться и уходить по шлангу в водоем.
  8. Когда воздух перестанет выходить из бочки, загасите костер. При остывании бочки в ней образуется вакуум , и вода начнет засасываться в нее из водоема.

Кроме энергии огня для перекачивания воды можно использовать энергию солнечных лучей.

Совет! Такой насос поможет накачивать воду в накопительный бак или летний душ.

Чтобы сделать насос на солнечной тяге, выполните следующие действия.

  1. Найдите или сделайте самостоятельно решетку из трубок . Выход из решетки должен быть один.
  2. Покрасьте решетку черной краской для лучшего поглощения солнечных лучей.
  3. Герметично вставьте трубку, выходящую из решетки, в боковую часть какой-либо емкости, например, бидона.
  4. На крышке бидона установите впускной и выпускной клапаны . В качестве клапанов можно установить ниппели от шин. Выпускной клапан должен иметь патрубок для подсоединения к нему шланга.
  5. К трубке, идущей от решетки, находящейся внутри емкости, нужно присоединить резиновый баллон , который можно сделать из куска автомобильной камеры.
  6. К выходному патрубку подсоедините шланг, соединенный через отвод с трубой, как показано на рисунке выше.
  7. Погрузите шланг с подсоединенной трубой в водоем, колодец или скважину.
  8. Труба, выходящая из скважины, направляется в накопительную емкость. При этом от трубы нужно сделать отвод и установить на его конце садовую лейку.

При нагревании решетки солнечными лучами воздух, находящийся в ней, расширяется и поступает в резиновый баллон. Он, в свою очередь, раздувается и выталкивает воздух из бидона в выходной шланг. Воздух, проходя по шлангу, достигает нижней точки и попадает в трубу. Поднимаясь по трубе, воздух увлекает за собой воду, находящуюся в ней. Одна часть жидкости поступает в накопительную емкость, а вторая – охлаждает решетку. После охлаждения решетки баллон сдувается, в бидоне создается разрежение, в результате чего открывается впускной клапан. В бидон поступает новая порция воздуха и цикл повторяется.

Скважинный поршневой насос

Ручной поршневой насос собирается из подручных средств в следующем порядке.


Когда все детали будут готовы, остается лишь собрать насос:

  • подсоедините к корпусу нижнюю крышку;
  • вставьте в корпус нижний обратный клапан;
  • вставьте поршень со штоком;
  • закройте верхнюю крышку;
  • установите рычаг;
  • подсоедините к низу насоса водозаборную трубу и опустите ее в колодец или скважину;
  • закрепите насос на платформе.

Ручная помпа

Водяной насос помпа — это очень простое и недорогое устройство, с помощью которого можно быстро перекачивать воду из колодца, бочки и т.д. Для сборки помпы потребуются следующие детали:

  • труба Ø 50 мм из ПВХ – 1 шт.;
  • труба Ø 24 мм из ППР – 1 шт.;
  • муфта Ø 50 мм из ПВХ – 1 шт.;
  • отвод Ø 24 мм из ППР – 1 шт.;
  • кусок резины толщиной 3-4 мм и Ø 50 мм – 1 шт.;
  • заглушка Ø 50 мм из ПВХ – 2 шт.;
  • пустой баллон емкостью 330 мл (можно использовать баллон от силикона) – 1 шт.;
  • обратный клапан диаметром 15 мм – 1 шт.;
  • хомут стяжной – 1 шт.;
  • гайка диаметром 15 мм – 1 шт.;
  • заклепка или пара винт-гайка – 1 шт.

Изготовление обратного клапана

Обратный клапан делается из заглушки Ø 50 мм , в которой просверливается несколько отверстий диаметром 5-6 мм. В самом центре заглушки проделывается отверстие для заклепки или винта с гайкой. Внутрь заглушки необходимо вложить резиновый круг диаметром 50 мм .

Важно! Данный диск не должен тереться о стенки заглушки, но должен перекрывать просверленные в ней отверстия.

Резиновый диск крепится к центру заглушки с помощью заклепки или винта с гайкой.

Изготовление гильзы насоса

Длина гильзы выбирается с учетом глубины колодца или какой-либо емкости, чтобы она доставала до воды. Труба Ø 50 мм обрезается до нужных размеров, после чего в нее вставляется обратный клапан , изготовленный ранее. Его можно закрепить парой саморезов по бокам. На второй конец трубы одевается заглушка с предварительно просверленным отверстием Ø 24 мм для трубы из ППР.

Сборка поршня

Отрежьте носик от пустого баллона, после чего нагрейте его и вставьте в гильзу. Диаметр баллона должен соответствовать диаметру трубы ПВХ. Далее, насадите баллончик на обратный клапан. Отрежьте лишнюю часть баллона и закрепите его гайкой Ø 15 мм.

Изготовление штока для помпы

Шток должен быть длиннее гильзы приблизительно на 50 см. Один его конец разогревается и вставляется в обратный клапан. Стяните соединение хомутом, пока труба окончательно не остыла.

Сборка помпы

Вставьте шток в гильзу, после чего закрепите через муфту заглушку (выполняет роль опоры скольжения). Далее, на верхний конец штока крепится отвод Ø 24 мм из ППР.

Отвод будет служить в качестве опоры для руки.

Совет! Чтобы качать воду двумя руками, можно на шток одеть тройник,и заглушить его с одной стороны.

Диафрагмальный насос изготавливают в домашних условиях из тормозной камеры от какого-либо грузовика , например, от МАЗ-200.

Изготавливается мембранный насос следующим образом.

  1. Камера разбирается, и все отверстия на основании (1) заделываются. Отверстия для болтов заделывать не нужно.
  2. В нижней части основания сверлятся отверстия для впускного и выпускного клапанов.
  3. Мембрана (4) изготавливается из автомобильной камеры и закрепляется с помощью латунного штока с двумя латунными шайбами. Диафрагма приклеивается по периметру к корпусу и дополнительно прижимается болтами.
  4. Насос собирается согласно чертежу, приведенному выше.

Электрический насос

Простой насос с электрическим двигателем на 12 вольт способен поднимать воду на высоту около 2 метров. Изготавливается электрическая помпа следующим образом.

  • приобретите электромотор омывателя стекол от автомобиля ВАЗ ;

  • снимите крышку с омывателя и отпаяйте пару контактов от электромоторчика;

  • далее, следует припаять к контактам двигателя провода и вывести их через крышку;
  • нанесите герметик в место подсоединения крышки и плотно оденьте ее на двигатель;

  • хорошо загерметизируйте отверстия, через которые выходят провода;
  • удалите остатки герметика с корпуса и крышки насоса и оденьте на его патрубок, силиконовую трубку.

Насос готов к работе. Осталось подключить электрический водяной насос к источнику питания 12 В.

Совет! Для этих целей можно использовать блок питания от телевизионной антенны с регулятором. Последний позволит регулировать обороты двигателя и, соответственно – напор воды.

Приобретя домик с прекрасным приусадебным участком, многие люди, в первую очередь, задумываются о том, что как можно быстрее его облагородить и сделать комфорт уютным.

Во многом, это зависит от подведения коммуникаций электроэнергии, тепла и водоснабжения, которое играет одну из ключевых ролей при благоустройстве и уходе за дачным участком. Но что делать в том случае, когда домик находится далеко от коммунальных магистралей, а поливать огород-то нужно? В таком случае некоторые дачники стараются покупать всевозможные насосные агрегаты, которые будут обеспечивать водоснабжением дачный участок.

Но более опытные и умелые дачники стараются сэкономить даже на этом оборудовании, поэтому стараются изготовить помпу для воды своими руками. И дело здесь не только в экономии, здесь есть возможность проявить свою фантазию на полную мощь, притом с пользой.

Как правило, дачник, которого заинтересовало изготовление водяного насоса своими руками, заходит в интернет за поиском схемы самодельного устройства. И что же он там видит? Вся сеть пестрит различными рисунками и схемами всевозможных насосов и помп, иногда даже совсем не понятными. И остановить свой выбор на каком-нибудь одном агрегате порой бывает очень трудно.

Чтобы сэкономить время дачника на поиск нужного устройства в сети, мы в этой статье попытались обобщить всю информацию о самодельных помпах. Поэтому мы опишем наиболее интересные и мало затратные варианты водяных насосов, изготовленных своими руками.

Подходящие виды

Наиболее популярными насосами для воды, которые можно изготовить своими руками, можно считать следующие насосные механизмы:

Опишем более подробно технологию изготовления каждого из указанных вариантов самодельных насосных агрегатов.

Поршневой насос

Водяную поршневую помпу в простонародье еще интересно называют «насос-качок».

Как правило, конструкция такого механизма состоит из следующих элементов:

  • рабочий цилиндр;
  • поршень;
  • впускной и выпускной клапаны.

Принцип действия самодельной поршневой помпы заключается в следующих важных моментах:

  • при движении поршня открывается впускной клапан, и вода всасывается внутрь насоса;
  • при обратном движении поршня впускной клапан закрывается, а выпускной соответственно открывается, и вода выходит наружу.

Как видим, устройство и принцип действия этого самодельного насоса весьма несложное, поэтому его изготовление не составит большого труда, главное приготовить все необходимые материалы.

Для этого вам потребуется:

Порядок изготовления заключается в следующих важных шагах:


Стоит учесть: поршневой насос применяется только для выкачки воды из неглубоких колодцев или других мелких источников.

Волновой насос

Этот вид помпы считается наиболее простой конструкцией, легкой в сборе, и в то же время, является достаточно эффективным насосным механизмом.

Для дачника, возле участка которого находится водоем, волновой насос будет незаменимым источником влаги.

Для изготовления помпы этого вида потребуются следующие материалы:

  • тяжелое бревно, пропитанное водостойкой мастикой;
  • 2 клапана;
  • отрезок гофрированной трубы;
  • гибкий шланг для подачи воды;
  • толстая деревянная планка;
  • 2 кронштейна.

Монтаж волнового насоса заключается в следующих важных моментах:

  • деревянная планка надежно вбивается в дно водоема;
  • сверху планки и на расстоянии 50–60 см от уровня воды фиксируются два кронштейна;
  • между ними фиксируется гофрированный шланг, оба конца которого оборудованы клапанами;
  • нижний конец гофры стабильно фиксируется на бревне.

Принцип действия такого насосного механизма будет заключаться в том, что бревно под воздействием волн будет перемещаться вверх-вниз, при этом гофрированная труба будет набирать воду, которая посредством гибкого шланга будет подаваться непосредственно на дачный участок.

Печка-насос

Некоторых обывателей название помпы вводит в заблуждение.

Стоит понимать, что эта конструкция не предназначена для подогрева – она может использоваться, например, для полива огородных грядок.

Для изготовления такого насосного механизма понадобятся следующие материалы:

  • металлическая бочка объемом 200л;
  • отвод с запорным краном;
  • резиновый шланг;
  • сетчатый фильтр;
  • паяльная лампа.

Изготовление печки-насоса осуществляется в несколько следующих последовательных действий:

Принцип действия такого насосного механизма заключается в следующих важных моментах:

  • бочка наполняется 5–10 литрами воды, а под ней разжигается паяльная лампа;
  • образованный пар по шлангу будет вытеснять воздух в водоем;
  • паяльную лампу тушат, и, соответственно, бочка начинает остывать, и как следствие, давление в ней начнет падать;
  • результатом этих действий будет то, что в бочку начнет поступать вода из водоема.

Мини-помпа для душа

Для начала стоит отметить, что мини-насос этой конструкции принято еще называть «душ-топтун».

Схема изготовления мини-помпы достаточная простая.

Для ее конструкции необходимы будут следующие материалы:

  • ножной автонасос;
  • емкость с плотной крышкой;
  • обратный клапан;
  • 2 отрезка резинового шланга или любой гибкой трубки.

Принцип действия мини-насоса заключается в следующих моментах:

  • насос, герметично подсоединенный к емкости, начинает создавать в ней избыточное давление;
  • под действием усиленного давления, вода начинает поступать наружу через другой герметичный шланг, при этом обратный клапан препятствует попаданию воды в насос.

Стоит отметить: силу напора выходящей воды можно регулировать частотой нажиманий на насос.

Водяной насос на солнечной энергии

Немаловажным является тот факт, что подачу воды на приусадебный участок можно осуществить с помощью альтернативных источников питания, в частности, солнечной энергии.

Для изготовления водяного насоса на солнечной энергии потребуются следующие материалы:

  • молочный бидон;
  • резиновый баллон в виде груши;
  • 2 обратных клапана;
  • гибкие шланги;
  • набор отрезков тонкостенных металлических труб.

Порядок изготовления насосного механизма этого вида заключается в следующих важных моментах:

Принцип действия водяного насоса этого вида заключается в следующих моментах:

  • решетка под воздействием солнца хорошо разогревается;
  • нагретый внутри воздух начинает поступать в резиновую грушу, тем самым ее надувая;
  • в бидоне, таким образом, создается избыточное давление, которое через шланги вытесняется в водоем;
  • после охлаждения контура водой, давление в бидоне начинает падать, что в свою очередь, влечет за собой подачу воды из водоема.

В этой статье мы описали наиболее популярные устройства для подачи воды на приусадебный участок, а также рассказали о важных нюансах их изготовления. Надеемся, что воспользовавшись информацией, изложенной в статье, вы непременно обеспечите свой дачный участок необходимым количеством воды.

Смотрите видео, в котором опытный пользователь подробно разъясняет, как сделать ручную помпу для воды своими руками:

Если на вашем дачном участке нет водопровода, но есть колодец или скважина, мотопомпа своими руками для подъема воды на поверхность и распределения ее по территории участка вам просто необходима. Собрать такое устройство не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Какую помпу выбрать?

Можно задать вполне логичный вопрос о том, зачем нужна самодельная помпа? Может быть, лучше отказаться от самостоятельности в этом вопросе и просто приобрести мотопомпу промышленного производства в специализированном магазине? Что ж, если у вас много лишних денег, можно поступить и так. Однако рачительный хозяин обязательно обратит внимание на преимущества сборки «водяного» мотоблока своими руками. К ним можно отнести следующие:

  1. Существенная экономия денежных средств, ведь покупное устройство для подъема воды — это удовольствие, мягко говоря, не из дешевых, а при самостоятельной сборке можно использовать мотор от бензиновой косилки (причем при необходимости потом вернуть его на место) и другие не очень дорогие детали, в результате чего денег уйдет гораздо меньше.
  2. В отличие от промышленных мотопомп, работающих на дизельном топливе, небольшая водяная помпа на бензине, собранная своими руками, будет гораздо менее шумной, практически на порядок.
  3. Самодельное устройство значительно легче покупного и занимает гораздо меньше места, что делает его мобильнее и гораздо удобнее в использовании.

По большому счету, покупка серьезной мотопомпы промышленной мощности имеет смысл только в том случае, если вы живете в своем загородном доме постоянно и потребляете много воды. Для сезонных посещений дачи и летнего полива огорода вполне достаточно самодельной мотопомпы. А теперь давайте определимся, что нужно для ее сборки.

Строение и элементы самодельной мотопомпы

Мотопомпа предназначена для откачивания жидкости, то есть подъема ее из колодца или скважины, чтобы подавать эту жидкость под напором. Поэтому в конструкцию устройства обязательно входят насос и мотор, который заставляет его работать. Ее дополняет целая система шлангов, рукавов, зажимов, фильтров и пр. Более точно определить набор и параметры элементов можно будет на месте, в зависимости от следующих условий:

  • глубина и диаметр скважины (или колодца);
  • примеси в воде (их наличие и характер);
  • возможность или невозможность обеспечения устройства электропитанием.

Без сомнения, для сборки даже такого несложного агрегата, как мотопомпа, требуются элементарные технические знания, представление о том, как работает двигатель внутреннего сгорания, зачем нужен топливный насос, каким образом действует система поршней и клапанов и так далее. И все же знать, из каких основных частей она состоит, должен любой хозяин. В комплект водяной мотопомпы должны входить:

  1. Двигатель мощностью не менее 3,5 лошадиных сил (2,6 киловатт). Как уже говорилось, можно использовать мотор обычного мотоблока или газонокосилки.
  2. Помпа для мотоблока или насос, который вполне можно сделать собственноручно из отрезка металлической трубы, металлического штыря, стального уголка и резины для клапанов.
  3. Система шлангов, один из которых опускается в скважину и должен быть обязательно оснащен фильтром, а другой используется для подачи воды в нужное место.

Следует отметить, что при неглубоком расположении грунтовых вод (выше 10 м от поверхности) можно обойтись ручным насосом.

Если же воды залегают ниже названной отметки, понадобится глубинный насос, непременно оснащенный двигателем.

Подведем итоги

Необходимость мотопомпы там, где нет централизованного водоснабжения, сомнений не вызывает. Но чтобы не тратиться на дорогостоящие и зачастую излишне мощные для дачного участка устройства, можно собрать такую помпу собственноручно. Для этого нужно обладать элементарными техническими познаниями и стремлением творить, придумывать и пробовать.

Мотопомпа, собранная своими руками, как и любая другая, состоит из двигателя (который можно временно снять с бензокосилки), водяного насоса, системы шлангов и патрубков и пр. При правильном сочетании этих элементов и грамотной эксплуатации самодельная мотопомпа может работать не хуже покупной, но при этом быть гораздо дешевле и удобнее.

Среди трудностей, которые подстерегают создателей самодельных мини-тракторов (МТ) буквально на каждом шагу, три, судя по редакционной почте, наисерьезнейшие: сложности с оснащением разработок надежным и достаточно сильным двигателем, компактной коробкой передач и задним мостом, чья конструкция во многом определяет и мобильность машины, и ее внешний вид, и максимальный дорожный просвет…

Выходят из создавшегося нелегкого положения по-разному. Зачастую - приспосабливая к самодельному МТ основательно перебранные узлы от разношерстной списанной техники заводского изготовления. И вот из «смеси бульдога с носорогом» получаются порой довольно удачные конструкции. Как, например, созданный пензенским умельцем и давним почитателем «М-К» Н. Гончаровым малогабаритный трактор-универсал.

Если театр начинается, как говорится, с вешалки, то создание самодельного трактора - это уж точно! - с приобретения силового агрегата и основных узлов трансмиссии. Мне в этом плане довольно-таки повезло. Удалось достать неплохо сохранившийся двигатель от мотопомпы МП-800Б; сцепление, позаимствованное у автомобиля ЗАЗ-966; коробку передач от видавшего виды ГАЗ-52 и задний мост от списанного электрокара ЭП-103К. Они-то и составили основу мини-трактора (МТ), получившегося, по единодушному мнению односельчан, добротным, незаменимым в хозяйстве механическим помощником.

Такому все под силу: и землю вспахать, и любую сельскохозяйственную культуру посадить-взлелеять, и урожай собрать-привезти, и дров напилить, и воды накачать - пожалуйста! Для этого в конструкции МТ предусмотрены возможность отбора мощности, применение навесных и прицепных сельхозорудий, гидравлика, наконец.

Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), правда, пришлось несколько модифицировать. Причем доработке подвергнуть не что иное, как систему водяного охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Чтобы и ввод последней в каждый из имеющихся двух цилиндров осуществлялся отдельно, и циркуляция улучшилась. Для этого рекомендую сделать следующее.

Прежде всего - снять штатный алюминиевый патруб(ок, соединявший рубашки охлаждения головок цилиндров ДВС. Затем вывернуть из отверстий головок шпильки - те, с помощью которых осуществлялся крепеж демонтированного патрубка на двигателе. После чего в отверстиях (на каждой головке) нарезать метчиком М22 резьбу - под заранее заготовленные новые штуцера (см. рис.). Завершают работы на головках цилиндров тем, что установленные на свои места новые штуцера соединяют дюритовыми шлангами с патрубком радиатора. Теперь очередь за глушителем. Чтобы не мешал, его попросту снимают. После чего, отступив от нижнего разъема 45 мм, в рубашке каждого цилиндра сверлят отверстие 0 15 мм. Не забывают и об отверстиях под шпильки водяного патрубка. Нарезав метчиком МВ резьбу, закрепляют в них эти шпильки. А изготовив из СтЗ патрубки с фланцами, устанавливают последние на подготовленные места с использованием уплотняющих резиновых прокладок и гаек М8. Эти входные патрубки соединяют с нагнетающими (водяной насос), для чего применяют опять-таки дюритовые шланги.

1 - заднее (ведущее) колесо (2 шт.), 2 - заднее крыло с брызговиком (2 шт.), 3 - сиденье и находящийся под ним гидробак емкостью 7 л, 4 - задняя часть кабины со спинкой, 5 – сигнальный световой блок (световые сигналы поворота, торможения, а также габаритные огни, 2 шт.), 6 - рычаг переключения коробки передач, 7 - рулевое колесо, 8 рулевая колонка (от автомобиля УАЗ-452), 9 - педали тормоза и сцепления, 10 - приборный щиток, 11 – радиатор, 12 генератор, 13 - двигатель, 14 - масляный фильтр, 15 - капот поворотный самодельный, 16 - рукоятка запуска двигателя, !7 передний световой блок (фара, световые сигналы поворота, 2 шт.), 18 - переднее (ведомое) колесо (2 шт.), 19 - рама сварная, 20 переднее крыло с брызговиком (2 шт.), 21 - передняя часть кабины, 22 - педаль газа.

I – колесо переднее (6,0-16″, 2 шт.), 2 - двигатель (от мотопомпы МП-800В, модифицированный), 3 редуктор самодельным с шестернями от пускового двигателя ІІ350 (СМД-62), 4 - маховик и муфта сцепления (от автомобиля ЗАЗ-966, доработанные), 5 коробка передач (от автомобиля ГАЗ-52, модифицированная), 6 карданная передача (два фланца карданного вала автомобиля ГАЗ-52, связан ные крестовиной), 7 задний мост (от электрокара ЭП!03К, доработапный), 8 колесо заднее (8,3-20″. 2 шт.).

1 – рубашка цилиндра двигателя (2 шт.), 2 - штуцер (сплав АЛ5, 2 шт.), 3 – головка цилиндра двигателя (2 шт.), 4 – шпилька М8 с гайкой (4 шт.), 5 - патрубок входной (СтЗ, 2 шт.).

1 – радиатор (ог трактора ДТ-20). 2 шланги дюрнтовые (для подачи охлаждающей жидкости оі головок цилиндров в верхний бачок радиатора), 3 – головки цилиндров двигателя, 4 - шланги дюритовые высокого давления (для подачи охлаждающей жидкости от водяного насоса в рубашку цилиндров двигателя), 5 насос водяной НШ-10, 6 - вентилятор (от трактора ДТ-20), 7 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. 8 - тройник (СтЗ), 9 патрубок насоса (соединяется дюритовым шлангом с патрубком радиатора).

1 - фланец карданной передачи (от автомобиля ГАЗ-52), 2 – шлицевая часть хвостовика заднего моста (от автомобиля ГАЗ-52), 3 - манжета, 4 - подшипниковая опора (от шнека жатки), 5 - фланец-крышка корпуса (от электродвигателя силовой передачи электрокара ЭП-10ЗК), 6 - подшипники шариковые № 208, 7 - корпус подшипников ведущего моста электрокара (без изменений), 8 - приварная часть «вала-хвостовика» (Сталь 45).

Для улучшения циркуляции отверстия в прокладках головок цилиндров увеличивают до диаметра 10 мм. Саму же циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает водяной насос (от автомобиля УАЗ-452). Строго говоря, точное место его установки принципиального значения здесь не имеет. Но удобнее всего, видимо, крепить водяной насос на отливе головки второго цилиндра вместо снятого вакуумного аппарата мотопомпы. Если нужны запчасти для мотопомп с подборкой по моделям вам сюда. Приводится насос в действие клиноременной передачей от ведомого вала редуктора ДВС.

И еще ряд особенностей. В целях максимального уплотнения компоновки, упрощения всей конструкции сам двигатель размещается… впереди радиатора, на входе которого установлен тройник. А в последний ввернут датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. На раме ДВС установлен на двух поперечинах. А запуск осуществляется вручную, с правой (по ходу движения) стороны трактора, для чего служит расположенная здесь вертикально рукоятка, приводимая резким поворотом на себя и вниз. Причем пусковой сектор и храповая шайба - заводские, а рычаг выполнен из отрезка полудюймовой трубы.

Редуктор двигателя - самый, пожалуй, сложный узел силовой передачи из тех, которые придется изготовить. Шестеренчатый, одноступенчатый, с передаточным отношением 1,0. Необходимость ввода его в кинематику МТ (см. рис.) вызвана рядом причин. И прежде всего тем, что у нашего мини-трактора - двойная главная передача. Значит, нужно изменение направления вращения вала. Несомненно и то, что отсутствие в данной кинематике редуктора (соединение «напрямую») крайне затруднило бы отбор мощности. Кроме того, исключилась бы возможность запуска ДВС вручную с использованием заводского пускового механизма. Вариант соединения «напрямую» требует ведь установки магнето обратного вращения. И что самое главное, дополнительно бы нагружался вал двигателя: от осевого усилия, возникающего при включении муфты сцепления.

Корпус редуктора сварной. Выполнен из 4-мм стального листа (СтЗ) с двумя приваренными наглухо опорами подшипников. Имеет ввинчивающийся сверху сапун, а снизу - сливную пробку. Закрывается крышкой с приваренной к ней опорой подшипника N9208. Расположенные внутри две прямозубые шестерни взяты готовыми (от редуктора пускового двигателя П-350 или от СМД-62). Зато ступицы самодельные, изготавливаются из Стали 45.

Маховик и сцепление - от автомобиля ЗАЗ-966. Подошли довольно-таки удачно, вписались в конструкцию МТ. Правда, пяту выжимного подшипника пришлось при этом расточить до диаметра 35 мм - для свободного прохода первичного вала коробки передач. А для крепления маховика к фланцу ведомого вала редуктора ДВС - использовать три болта М14 (см. рис.).

Коробка передач взята от автомобиля ГАЗ-52, с последующей доработкой. А

суть последней в том, что стакан вижимного подшипника на 20 мм укорачивают. Выполнение этой операции для создателей самодельной техники - не новость. Как, впрочем, и нарезка маслогонной резьбы противоположного вращения, которую надо будет со всей аккуратностью выполнить.

Ну а с главной передачей модифицированная КП соединяется карданным шарниром. Причем состоит он из двух флнцев карданного вала, взятого от того же ГАЗ-52, связанных между собой крестовиной.

Задний мост (он же и ведущий) - от электрокара (электропогрузчика)

ЭП-103К. Такое техническое решение позволяет без особых ухищрений добиться не только достаточно большого дорожного просвета у МТ, но и существенно упрощает кинематику всей машины, нисколько не снижая при этом ее эксплуатационных качеств.

Все дело здесь - в особенностях конструкции используемого узла. Ведь в едином блоке с ведущим мостом у ЭП-ЮЗК находится тяговый электродвигатель, на валу ротора которого установлена шестерня первой ступени главной передачи (двойной). Значит, достаточно выполнить небольшую доработку, и можно смело встраивать данный мост в наш мини-трактор!

Что касается конкретных операций по переделке столь важного для надежной работы трансмиссии узла, то суть их заключается в укорачивании на токарном станке корпуса электродвигателя, предварительно снятого с ведущего моста ЭП-10ЗК, до 70 мм и установке (взамен ротора) специально изготовленного самодельного вала сварной конструкции.

Последний и будет не чем иным, как ведущим валом цилиндрической передачи заднего моста. Состоит он (см. рис.) из двух частей: шлицевой (взята от хвостовика главной передачи автомобиля ГАЗ-52; обеспечивает надежность креплений фланца «карданной передачи») и приварной, предварительно выточенной из Стали 45. После соединения обеих частей сваркой полученный вал подвергают термообработке (закалка и отпуск).

Кроме укороченного корпуса, от прежнего штатного электродвигателя погрузчика ЭП-103К в конструкции ведущего моста МТ использованы также и подшипниковые щиты (фланец-крышки). Причем задний - после доработки под подшипниковую опору от шнека комбайновой жатки (см. рис.).

Сам же задний мост погрузчика ЭП-10ЗК (конечная передача с коническими шестернями и дифференциалом) использован в конструкции мини-трактора без изменений. В принципе, можно обойтись и без укорачивания корпуса распотрошенного электродвигателя, если нет жестких ограничений по компоновке трактора, связанных в основном с нежелательным увеличением длины МТ. Достаточно в этом случае сделать сам «вал-хвостовик» под размеры корпуса данного «электродвигателя».

Тормозная система у рассматриваемого. МТ - гидравлическая, на задние колеса. Причем каких-то изменений в заводской конструкции самого ведущего моста ЭП-10ЗК для ее успешной работы не требуется. Тем более если главный цилиндр - от автомобиле ГАЗ-52 (диаметр 32 мм).