«Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Особенности строения лука и его корневой системы Лук какая часть растения

В моём проекте чётко показано строение луковицы репчатого лука. Сначала я о нём и расскажу.

Корневая система луковичных и клубнелуковичных цветочных растений состоит из придаточных корней различной формы, образующихся из донца луковицы или основания клубнелуковицы.

Например, нарцисс, белоцветник имеют толстые шнуровидные корни, крокус - волосовидные. Корни могут быть ветвистыми, как у пролески, и неветвистыми, как у нарцисса и подснежника. Кроме придаточных корней, у луковичных растений существуют вытягивающие, или контрактильные, корни, которые обычно развиваются у молодых растений в первые 2-3 мес (в проростках).

Они расположены близко к поверхности почвы и служат растению для заглубления в почву. Втягивающие корни не ветвятся, лишены корневых волосков и растут прямо вниз. Клетки этих корней содержат много глюкозы, которая быстро усваивается растущими растениями, вследствие чего мясистая часть корня становится дряблой и сжимается в продольном направлении, втягивая вглубь луковицу или клубнелуковицу.

Чешуи - видоизменённые подземные листья. В чешуях луковицы находятся запасы воды с растворёнными в ней сахаром и другими веществами.

У однолетних и всех клубнелуковичных корни сменяются ежегодно (луковица кандыка, рябчика, клубнелуковица крокуса). У некоторых многолетних луковиц корневая система сменяется также ежегодно после отмирания надземных частей, которые образуются вновь лишь осенью (пролеска, хионодокса и др.). При разработке технологии выращивания луковичных и клубнелуковичных растений учитываются особенности корневой системы, сроки отмирания и закладки новых корней.

Луковица представляет собой укороченный подземный побег, когда стебель представлен донцем, на котором возникают мясистые чешуи.Луковица служит для накопления запасных питательных веществ, которые концентрируются в ее мясистых чешуях.

Почему луковица - это видоизменённый побег?

Клубень, луковица, корневище представляет собой видоизмененные побеги, т.к. у них есть почки, укороченные междоузлия, большой запас органических веществ, нет хлорофилла, т.е. своим строением они повторяют строение надземных побегов.



Видоизмененные побеги являются своеобразным кладовым, где накапливаются питательные вещества, содержащие крахмал, сахара, минеральные вещества, фитонциды.Они широко используются в пищу человеком и используются на корм животным. Кроме того они имеют и большое биологическое значение - все являются органами естественного вегетативного размножения, происходящего в природе без вмешательства человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ГБОУ «Максатихинская школа-интернат».

Тема: «Строение, особенности выращивания лука репчатого».

Учитель: Овчинникова Татьяна Михайловна

Цель: - познакомить со строением лука репчатого и особенностями выращивания.

Задачи:

Образовательные.

1 . Изучить строение лука репчатого.

2. Изучить особенности выращивания лука репчатого.

Коррекционно-развивающие.

1.Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использования наглядного материала + практические упражнения.

2.Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.

3.Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.

Воспитательные.

1.Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2.Воспитывать дисциплинированность, любовь к труду.

Наглядность.

Индивидуальные карточки-задания, материалы для практических заданий(лук, семена и т.д.),иллюстрации + плакаты.

Ход урока.

I . Организационный момент.

-Эмоциональный настрой детей (улыбнуться друг другу).

- Коррекционное упражнение .

Цель: - настрой слухового восприятия.

Все вы слышали звонок?

Можно начинать урок?

Настроение на пять?

Хотите новое познать?

Тихо за парты сядем сейчас,

И я урок начну для вас.

II . Повторение домашнего задания .

Цель: закрепить имеющиеся у учащихся знания по теме:

«Группы овощных растений».

Карточка - сюрприз. - Ребята первой группы отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы).

Если ученики правильно ответили на все вопросы, то на обратной стороне должна сложиться картинка.(Переход к теме урока).Если нет, то будут полосы белой бумаги (т.к. неверные ответы распечатываются на бумаге без рисунка).

Ребята второй группы работают по индивидуальным карточкам (вопросы для заданий упрощены).

Что получилось на обратной стороне?

Правильно, репчатый лук.

III . Изучение нового материала.

К какой овощной группе относится лук репчатый?

А. Вступительная беседа.

Луковичные овощные растения человек использовал в пищу с давних пор. И сейчас эти овощные культуры очень распространены. Это объясняется их ценными вкусовыми и питательными свойствами.

Самым распространённым из всех луковичных растений является репчатый лук. (Показ иллюстраций).

За ним по значению идёт:

Лук – порей

Лук – шалот


Лук – слизун

Лук – батун


Шнитт – лук

Показ иллюстраций +дети по форзацу подставляют карточки с названиями к иллюстрациям на доске + словарная работа + записи в тетрадях + краткая характеристика каждого вида.

Особое внимание мы сегодня уделим строению и особенностям выращивания лука репчатого.

Б. Строение растения.

Объяснение учителя.

Растение лука репчатого имеет длинные трубчатые (внутри пустые) листья. Под землёй образуется луковица, состоящая из укороченного стебля (донца) и многочисленных плотно прижатых листьев – луковичных чешуй. На донце расположены почки, которые потом могут развиваться в новые луковицы. Вокруг нижней части донца (пятки) образуются корни растения. Наружные чешуи луковицы тонкие и сухие, белой, жёлтой, коричневой или фиолетовой окраски. Внутренние чешуи толстые и сочные, белые или с фиолетовыми



прожилками. Верхушка луковицы называется шейкой. (Объяснение материала + работа с иллюстрациями).

Луковица по форме похожа на репу, поэтому растение называется лук репчатый. (Сравнение формы лука и репы по иллюстрации).



При определённых условиях растение лука репчатого даёт прочный цветоносный стебель с вздутием – стрелку. На верхушке этого стебля образуется соцветие в виде шаровидного зонтика, а впоследствии созревают семена. Семена у лука мелкие,чёрного цвета, их называют чернушкой. (Показ семян лука учащимся).

Закрепление:

    Практическая работа « Строение лука репчатого».

1 луковица на парту разрезанная вдоль.

Рассмотрите сочные внутренние чешуи, найдите донце, пятку, сочные чешуи, сухие чешуи и т.д.

2. Динамичная пауза + закрепление.

Нам необходимо размяться (дети выходят к доске и к плакату «Строение луковицы» прикрепляют карточки с названиями).

В. Особенности выращивания растения.

Объяснения учителя.

Лук хорошо переносит холод, поэтому его можно высевать рано, в начале полевых работ. В первый период роста для растения необходима влажная почва. В конце лета нужна сухая погода, чтобы луковицы хорошо созрели и были сухими. При избыточной влажности почвы луковицы плохо хранятся, быстро загнивают.

Для выращивания лука репчатого в первый год сеют семена. В год посева лука – чернушки вырастают мелкие луковицы, которые называют луком – севком. На следующий год посаженный лук – севок даёт крупные луковицы, которые называют репкой. Эти луковицы и идут в пищу. Посаженный в грунт на третий год лук – репка образует цветоносный стебель, цветки и семена. (Объяснение + работа с иллюстрациями).

Закрепление:

Ребята, я предлагаю вам выстроить цепочку из настоящего материала на парте 1,2,3 год выращивания лука репчатого.

Проверка.

IV . Закрепление изученного материала.

Способствовать развитию мышления, памяти учащихся.

1.Фронтальный опрос.

Вопросы:

Какие виды лука вы знаете?

Какие виды лука выращивают для получения зелёных листьев?

Какие виды лука выращивают для получения луковиц?

2. Работа в тетрадях, карточки «Строение лука репчатого».

V . Итог.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение домашнего задания.

1. Обязательное. Стр.130-132, вопросы.

2. Тренировочное. В подготовленную ёмкость «Ананас» посадить лук.

3. Творческое. Нарисовать рисунок 76.

4. Индивидуальное задание для ученика испытывающего трудности при обучении.

Спасибо за урок.

Семена растений обычно прорастают, попав в землю находятся на некоторой глубине. Самый первый побег, растущий из почки зародыша, должен пробиться сквозь почву. На этой подземной части стебля обычно вырастают первые придаточные корни. Они могут втягивать основание стебля в почву ещё глубже, чем оно было погружено первоначально. В отличие от корневищ и клубней, у луковиц хорошо развиты листья, а стебель очень короткий и плоский. Его называют «донцем».

На верхушке донца под прикрытием чешуй находится почка, из которой вырастает надземный побег. Из пазушных почек, расположенных ниже верхушечной, образуются новые «дочерние» луковицы. Из каждой дочерней луковицы — «детки» может вырасти новое растение.

Что делать. Рассмотрите внешнее строение луковицы.

  • Чем покрыта луковица с наружи?
  • Какое это имеет значение?

Что делать. Разрежьте препаровальным ножом луковицу вдоль.

Что наблюдать. Рассмотрите тесно прижатые друг к другу сочные чешуи — листья.

Чем отличаются внутренние чешуи от наружных?

Что делать. Найдите и рассмотрите стебель-донце, верхушечную и боковые почки.

Что делать. Рассмотрите корни, отрастающие от донца.

  • Как называются такие корни?
  • Какую корневую систему они образуют?

Подготовить к отчёту. Зарисуйте продольный разрез луковицы и подпишите её части. Запишите признаки, показывающие, что луковица — это побег.

Тема:«Строение, особенности выращивания лука репчатого»

Цель: - познакомить со строением лука репчатого и особенностями выращивания.

Задачи:

Образовательные.

1. Изучить строение лука репчатого.

2. Изучить особенности выращивания лука репчатого.

Коррекционно-развивающие.

1.Способствовать формированию активного восприятия материала урока через использования наглядного материала + практические упражнения.

2.Способствовать развитию памяти через усвоение новых терминов.

3.Способствовать развитию логического мышления через применение дидактического материала.

Воспитательные.

1.Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности.

2.Воспитывать дисциплинированность, любовь к труду.

Наглядность.

Индивидуальные карточки-задания, материалы для практических заданий(лук, семена и т.д.),иллюстрации + плакаты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Эмоциональный настрой детей (улыбнуться друг другу).

- Коррекционное упражнение .

Цель: - настрой слухового восприятия.

Все вы слышали звонок?

Можно начинать урок?

Настроение на пять?

Хотите новое познать?

Тихо за парты сядем сейчас,

И я урок начну для вас.

II. Повторение домашнего задания .

Цель: закрепить имеющиеся у учащихся знания по теме:

«Группы овощных растений».

Карточка - сюрприз. - Ребята первой группы отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы).

Если ученики правильно ответили на все вопросы, то на обратной стороне должна сложиться картинка.(Переход к теме урока).Если нет, то будут полосы белой бумаги (т.к. неверные ответы распечатываются на бумаге без рисунка).

Ребята второй группы работают по индивидуальным карточкам (вопросы для заданий упрощены).

Что получилось на обратной стороне?

Правильно, репчатый лук.

III. Изучение нового материала.

К какой овощной группе относится лук репчатый?

А. Вступительная беседа.

Луковичные овощные растения человек использовал в пищу с давних пор. И сейчас эти овощные культуры очень распространены. Это объясняется их ценными вкусовыми и питательными свойствами.

Самым распространённым из всех луковичных растений является репчатый лук. (Показ иллюстраций).

За ним по значению идёт:

Лук – порей

Лук – шалот


Лук – слизун

Лук – батун


Шнитт – лук

Показ иллюстраций +дети по форзацу подставляют карточки с названиями к иллюстрациям на доске + словарная работа + записи в тетрадях + краткая характеристика каждого вида.

Особое внимание мы сегодня уделим строению и особенностям выращивания лука репчатого.

Б. Строение растения.

Объяснение учителя.

Растение лука репчатого имеет длинные трубчатые (внутри пустые) листья. Под землёй образуется луковица, состоящая из укороченного стебля (донца) и многочисленных плотно прижатых листьев – луковичных чешуй. На донце расположены почки, которые потом могут развиваться в новые луковицы. Вокруг нижней части донца (пятки) образуются корни растения. Наружные чешуи луковицы тонкие и сухие, белой, жёлтой, коричневой или фиолетовой окраски. Внутренние чешуи толстые и сочные, белые или с фиолетовыми




прожилками. Верхушка луковицы называется шейкой. (Объяснение материала + работа с иллюстрациями).

Луковица по форме похожа на репу, поэтому растение называется лук репчатый. (Сравнение формы лука и репы по иллюстрации).



При определённых условиях растение лука репчатого даёт прочный цветоносный стебель с вздутием – стрелку. На верхушке этого стебля образуется соцветие в виде шаровидного зонтика, а впоследствии созревают семена. Семена у лука мелкие,чёрного цвета, их называют чернушкой. (Показ семян лука учащимся).

Закрепление:

    Практическая работа « Строение лука репчатого».

1 луковица на парту разрезанная вдоль.

Рассмотрите сочные внутренние чешуи, найдите донце, пятку, сочные чешуи, сухие чешуи и т.д.

2. Динамичная пауза + закрепление.

Нам необходимо размяться (дети выходят к доске и к плакату «Строение луковицы» прикрепляют карточки с названиями).

В. Особенности выращивания растения.

Объяснения учителя.

Лук хорошо переносит холод, поэтому его можно высевать рано, в начале полевых работ. В первый период роста для растения необходима влажная почва. В конце лета нужна сухая погода, чтобы луковицы хорошо созрели и были сухими. При избыточной влажности почвы луковицы плохо хранятся, быстро загнивают.

Для выращивания лука репчатого в первый год сеют семена. В год посева лука – чернушки вырастают мелкие луковицы, которые называют луком – севком. На следующий год посаженный лук – севок даёт крупные луковицы, которые называют репкой. Эти луковицы и идут в пищу. Посаженный в грунт на третий год лук – репка образует цветоносный стебель, цветки и семена. (Объяснение + работа с иллюстрациями).

Закрепление:

Ребята, я предлагаю вам выстроить цепочку из настоящего материала на парте 1,2,3 год выращивания лука репчатого.

Проверка.


IV. Закрепление изученного материала.

Способствовать развитию мышления, памяти учащихся.

1.Фронтальный опрос.

Какие виды лука вы знаете?

Какие виды лука выращивают для получения зелёных листьев?

Какие виды лука выращивают для получения луковиц?

2. Работа в тетрадях, карточки «Строение лука репчатого».

V. Итог.

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение домашнего задания.

1. Обязательное. Стр.130-132, вопросы.

2. Тренировочное. В подготовленную ёмкость «Ананас» посадить лук.

3. Творческое. Нарисовать рисунок 76.

4. Индивидуальное задание для ученика испытывающего трудности при обучении.

Не обязательно быть ботаником, чтобы разбираться в биологических особенностях овощных культур. Знания в данной области помогут вам возделывать луковую грядку правильно, не совершая элементарных ошибок. Имея хотя бы минимальное представление о строении растения и его особенностях, огородник сможет уделить внимание тем нюансам, которые повысят урожай. Так как плод лука - это луковица, видоизмененный корневой отросток, то для повышения продуктивности в первую очередь нужно узнать побольше именно о корневой системе этого вида.

Характеристика

Репчатый лук является двухлетней культурой, относящейся к классу однодольных растений. Родиной луковых являются Афганистан, Ирак и Туркменистан, с характерным для данных регионов горным климатом (пониженное давление и влажность воздуха, твердые горные породы и богатая минералами, но лишенная органики почва). Позднее селекционерами было выведено множество сортов, адаптированных для разных климатических условий.

Для семейства луковых не существует четкого разграничения между органами. Эти растения не разделяются на корень, побег, листья. Причина тому - постепенный переход из одной морфологической части в другую. Корневище, преобразованное в луковицу, даёт начало побегу, который не имеет основного стебля, а представлено пучком твёрдых прямостоячих листьев. Выращивают лук для получения:

  1. Севка - с целью получения дальнейшего посадочного материала. Как правило, .
  2. Непосредственно репчатого лука, сорта которого описаны в .
  3. Для декоративных целей. Сорта и методы выращивания декоративного лука описаны .

Генеративные органы, способные к половому размножению, вызревают только на второй год роста.

Корневая система разных типов лука

Как и весь класс однодольных, репчатый лук имеет мочковатую корневую систему. То есть растение не имеет главного корня, а вместо него множество придаточных тоненьких нитей-корешков. Это позволяет луку прочно укрепляться в почве: корешки постепенно втягивают луковицу вглубь, плотной сетью пронизывают грунт, цепляются за корневища других растений.

Лук имеет мочковатую корневую систему

Лук все равно считается поверхностной, сидячей неглубоко культурой. По этой причине для него необходимы особые рыхлые типы почвы, особенно при расплождении семенами.

Корни лука обладают высокой способностью к хемотропизму - инстинктивному поиску и впитыванию растворенных питательных веществ. Корешки являются однолетней структурой и отмирают после окончания периода вегетации. Питательные вещества накапливаются в видоизменённом прикорневом побеге - луковице.

Строение стебля

Стебель у репчатого лука также видоизменён. Он представлен в виде упрощённой пластинки - донца. На этой пластинке расположена одна или несколько почек, окружённых листьями влагалищного типа. Почки эти называют зачатками.

При размножении вегетативным способом у растения образуется «пятка» - отмершие и отвердевшие остатки материнского донца. Пятка защищает луковицу от излишнего проникновения влаги и последующего гниения, что особенно важно на последних этапах ее развития. Поэтому для обеспечения хорошей лежкости урожая выгоднее расплождающиеся его севком.

Лук в разрезе

От числа зачатков зависит способность растения приносить урожай зелени (чем меньше зачатков, тем активнее развиваются листья).

Строение листьев

Для репчатого лука характерны дудчатые прямостоячие листья конусообразной формы, заужающиеся к концу и полые внутри. От заморозков и недостатка влаги лист защищён неплотным восковым налетом. Окрас листьев зависит от уровня освещенности: чем больше солнечного света получает растение, тем светлее цвет перьев. Вообще окрас варьируется от светло-салатового до сизо-зеленого, темного.

Листья также отличаются по размеру и плотности. Ближе к завершению периода вегетации листья уплотняются, приобретают ярко выраженное жилкование (у луковых оно продольно-поперечное). Наиболее плотными являются листья, сформировавшиеся из крайних открытых чешуек луковицы. У лука многоярусного отличается корневая система, с которой можно ознакомиться .

Листья репчатого лука конусообразной формы, заужающиеся к концу и полые внутри.

Строение луковицы

Луковицей называют сидячие прямо на донце ложные листья, защищающие находящуюся внутри почку. Поперечный разрез показывает, что чешуйки формируют концентрические круги, а их плотность и сочность увеличиваются при приближении к центру. Формирующие луковицу чешуи делятся на:

  • закрытые сочные . Видоизмененные листья конусовидной формы, не ассимилирующие и выполняющие исключительно запасающую функцию.
  • открытые сочные . Утолщенные, не способные к фотосинтезу части листа с сочным основанием, утончающиеся к верху.
  • чешуи сухие покровные. Имеют различный окрас (в зависимости от сорта - , ), плотные и гладкие, защищают луковицу от вредителей, высыхания и помогает ей храниться более долгое время.

Сочные части луковицы в зависимости от сорта могут иметь рыхлую зернистую, волокнистую, бумагообразную, сетчатую или плёнчатую структуру.

В центре луковицы спирально расположены почки, из которых в будущем формируются гетерофиты (цветоносные побеги) или новые луковицы. По количеству таких почек-зачатков определяется зачатковость и гнездность лука.

По форме луковицы подразделяются на несколько основных видов:

  • плоские;
  • округло-плоские;
  • округлые;
  • длинная (вытянутая или продолговатая);
  • дынная;
  • округло-дынная.

Строение цветка и побега

Количество и размеры цветоносных побегов у репчатого лука зависят от сорта и условий выращивания. Формируются они после того, как перестают отрастать новые перья, в самом конце периода вегетации. По этой причине побег обладает способностью к фотосинтезу, что обеспечивает созревание семян. Семена также участвуют в посадке. С них получают, как правило, севок. Выращивание лука в открытом грунте семенами и севком описано .

Называют цветоносы луковых растений стрелкой, а процесс их формирования - стрелкованием. Стрелка представляет собой полую внутри тонкостенную трубку, имеющую небольшое утолщение у основания. Длина ее может достигать от 45 до 130 см.

Цветки лука могут иметь белую, голубую, фиолетовую или желтоватую окраску. Они формируют сложное соцветие-зонтик, в котором может находиться от нескольких штук до нескольких тысяч цветочков. В среднем срок цветения отдельного цветка - 3-7 дней, а всего зонтика - 7-35 дней. Цветки симметричной формы не имеют чашелистиков, зато обладают постоянным набором гаметофитов - 6 тычинок и 1 пестик.

Размножение

Для луковых характерно как половое размножение с помощью семян, так и вегетативное с помощью луковиц. Половое размножение происходит путём самоопыления или опыления насекомыми. В ходе двойного оплодотворения формируется по одному семени на каждый цветок. Из цветоложа развивается сухой многосеменной плод - коробочка. Вызревание семян неправильной пирамидальной формы происходит в течение 40-60 дней. После семена, покрытые плотной чёрной кожурой (за что в народе их прозвали «чернушкой»), готовы к сборке. В 1 грамме обычно умещается до 1000 отдельных зёрнышек.

При неблагоприятных условиях процессы жизнедеятельности замирают, начинается активное формирование зачатков и накопление питательных веществ в луковице.

В таком виде растение переживает тяжелый период, а с наступлением тепла даёт сразу несколько стрелок и луковиц на втором этапе развития не формирует.

Особенности посадки

Учитывая такое строение растения, можно предположить, как и где следует высаживать лук. Наиболее выгодным является расплождение севком, при этом луковки закапываются неглубоко в рыхлую обильно политую почву. Скороспелые сорта можно высевать чернушкой, бороздками до 1 см глубиной. Высаживать следует в хорошо освещённом месте, избегать затемнения и избытка влаги.

Высадка приходится на конец апреля, когда почва хорошо прогрета и наиболее длинный световой день.

Видео

Выводы

Строение репчатого лука позволяет ему с легкостью переживать неблагоприятный период, но это заметно снизит его урожайность. Поддержание нормальных условий является залогом обильного плодоношения, хорошей лёжкости луковиц. Зная этапы развития луковых можно установить режим возделывания его как двухлетней культуры, что заметно повысит его продуктивность. Как хранить лук в домашних условиях описано по данной .