Золотые ворота константинополя и семибашенный замок. Крепость Йедикуле (Yedikule Hisari) и Золотые ворота Константинополя Золотые Ворота Константинополя

Загадочной представляется ориентация на запад главных ворот — Золотых. Какая из дорог потребовала их сооружения с этой стороны? Уж конечно, не московская дорога, не Москва, едва затеплившаяся в недрах Залесской земли, повернули к себе их царственный лик.

Может быть, Киев и его «город Ярослава» с юго-западными Золотыми воротами послужил образцом западной — княжеской — трети вновь созидаемого города? В самом деле, владимирским Золотым воротам предшествовали киевские, а тем — константинопольские, иерусалимские…. Для средневекового градостроительства следование образцу было неизбежно — так в Константинополе — столице Византии, круг архитектурных символов складывался с ориентацией на расположение святых мест в Иерусалиме. Однако в «иерусалимской топонимике» Константинополя совершенно не было стремления воспроизвести реальную топографию Святой земли. Не заметно такого стремления и в Древней Руси. Земного Иерусалима с его Золотыми воротами, Голгофой и храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом и ручьем Кедрон, Елеонской горой и другими географическими реалиями могли и не видеть воочию строители Киева, Владимира и многих других христианских городов. Однако сокровенная связь этих городов с ветхозаветными описаниями святого града, Крестным путем Спасителя и пророческим видением Иоанна Богослова явственно проступает в средневековой топографии и топонимике.

В Иерусалиме Золотыми назывались одни из четырех главных ворот: от них начиналась на востоке центральная улица города-крепости, воссозданного после Первой римско-иудейской войны. Через них Христос в день Вербного Воскресенья под возгласы «Осана» вошел в Иерусалим. До завоевания Иерусалима турками восточные Золотые ворота открывались единственный раз в год — на праздник Входа Господня в Иерусалим для торжественного входа патриарха со множеством народа.

До сих пор посредине здания заметна двойная арка с обильным орнаментом. В XVI арочный проем был заложен по приказу турецкого султана, поскольку среди христиан, а также среди иудеев и мусульман Золотые ворота Иерусалима считались открытыми только для Господа, и никто другой не должен был ходить ими.

Именно эти ворота отождествлялись с пророчеством Иезекииля: «Ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. LXIX, 2).

Золотые ворота Константинополя-Царьграда тоже незримо присутствуют в образе владимирских и киевских Золотых ворот. Построил царьградские ворота в первой половине V в. император Феодосий Великий в память победы над тираном Максимом как главные ворота вновь созданной им крепости. Золотые ворота Константинополя представляли собой величественное сооружение из пестрого с зеленоватыми прожилками мрамора в виде трехпролетной арки с фризом, украшенным барельефами, изображающими подвиги Геракла, Прометея и других героев. Над триумфальной аркой помещалась надпись «Haec Ioca Theodosius decorat post fata tyranne. Aura saecta gerit qui portam construit auro» — «Сии места Феодосий украсил после поражения тирана, золотые украшения принятия тому, кто ворота устроил золотом»

Иллюстрация Золотые ворота Константинополя (реконуструкция): а — наружный фасад, б — поперечный разрез, в — план, г — наружный фасад в 450 г.

От Золотых ворот на западе начиналась центральная улица — Меси, параллельная берегу Мрамарного моря. Ворота эти служили исключительно для торжественных триумфальных императорских процессий. Их название отражало, очевидно, не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и надмирное сияние христианства. Всю полифоничность и символическую многозначность Иерусалимских и Константинопольских Золотых ворот, восприняли в Древней Руси — Ярослав Мудрый в Киев, Андрей Боголюбский во Владимире. Именно Золотые ворота стали основными градостроительно-архитектурным символом подобия Иерусалиму и Константинополю.

Киевские Золотые ворота представляли собой крепостную башню с арочным пролетом, встроенную в систему бревенчатных стен-городен. Ширина проезда составляла 6,4 метра. Стены внутри проезда членились пилястрами, которые на высоте 10 метров завешнались арками с коробовыми сводами перекрытия. Три центральные арки свода поднимались несколько выше, что вероятно, объяснялось желанием возвысить надвратную церковь над боевой площадкой, расположенной перед ней. Внутри проезда на высоте 5 метров могла помещаться еще одна площадка-настил. Золотые ворота в Киеве сохранились лишь в руинах, и в их конструкции остается много неясного. Тем не менее, здание реконструировано в 1981-1982 году по проекту Е.В. Лопушинской. В отличие от Золотых ворот Константинополя и Иерусалима, киевские Золотые ворота венчались надвратной церковью во имя Благовещения. Вероятно, это был небольшой четырехстолпный храм так называемого крестово-купольного типа из кирпеича-плинфы с профилированными пилястрами и зубчатым орнаментом. В сводах для облегчения конструкции были вмурованы голосники, а интерьер украшали фрески и мозаика. Посвящение надвратной церкви богородичному празднику Благовещения — Благой вести, принесенной Марии архангелом Гавриилом, означало благословение, милость и заступничество для крепости и всего города. Киевский митрополит Иларион так выразил это в своем «Слове о законе и благодати»: «Да еже целование Архангел даст девици, будет и граду сему. К оной бо: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою». К граду же: «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою».

Ансамбль «города Ярослава» в Киеве — Золотые ворота, Софийский собор, монастыри — Георгиевский, Ирининский, Лазаревский и четвертый неизвестный (Екатерининский?), равноудаленные от Лобного места с крестом, как бы переносят в Киевскую Русь священные образцы Константинополя и Иерусалима.

Эпитет «Золотые» далеко не исчерпывается, очевидно, действительным наличием золоченых створ, купола и других украшений как знака роскоши и власти. В христианской культуре золоту придавалась богатая сакральная метафоричность, вслед за Византией воспринятая и в Древней Руси. Золото являло образ света, и таинственный золотой фон иконы скрывал в себе блистание и свет горнего мира, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. I, 5).

Золотое сияние лучше всего выражало ветхозаветное понятие «Славы Господней». Золото сочетает в себе и тяжелое блистание, и светлую прозрачность. Небесный Иерусалим именно таким и открылся Иоанну Богослову: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. XXI, 1 8). Золото - не просто свет, но свет солнца, а солнце еще в Ветхом Завете выступало синонимом высшей правды: «…взойдет солнце правды» (Малах. IV, 2 - это пророчество осуществилось с пришествием Христа). Золото также эмблема царского достоинства: ведь среди своих подарков новорожденному Спасителю волхвы принесли и золото - как царю. Далее золото стало в христианстве и символом чистоты, нетления и целомудрия, поэтому чистое золото способно символизировать и Деву Марию. Еще одна важная для христианства способность золота - близость к огненной среде, а огонь очищения содержится в таинстве покаяния, в исповедничестве, поэтому золото - еще и эмблема мученичества. В той или иной степени такое отношение к качествам золота усвоила и Древняя Русь.

У этих ворот много разных названий: Ворота Белых евнухов Акагалар, ворота Счастья, Ворота Блаженства. Эти ворота считаются третьими большими воротами дворца. На протяжении 400 лет, перед этими воротами осуществляется дворцовый церемониал и пышные торжества. Эти ворота разделяли административный корпус дворца и падишахский дворцовый комплекс.

Золотые Ворота Константинополя

С южной стороны Константинопольских стен расположены легендарные Золотые Ворота, через которые некогда в город въезжали императоры – триумфаторы.

Ворота были выполнены в виде трехсводчатой мраморной триумфальной арки с крупными створками из полированной латуни (на солнце не отличишь от золота). По краям ворот стояли две башни, также облицованные мрамором. Венчала арку квадрига с бронзовыми слонами и статуя Феодосия. Т.к. открывались ворота только по очень торжественным случаям, для ежедневного использования были предназначены Малые Золотые ворота, расположенные поблизости.

После завоевания Константинополя османами за триумфальной аркой появилось три башни (1459) и, а затем - высокая стеной с башнями. Так появилась семибашенная крепость Йедикуле. В ходе строительства крепости Золотые ворота заложили кирпичом, и они утратили свое прямое назначение.

Ворота "Баб-и Селям" (Дворец Топкапы)

Вторые главные ворота в Дворец Топкапы. Это и есть начало обзора экспозиции музея.Ворота, сооружены в годы властвования султана Мехмеда 2, имели и второе название - Средние Ворота. В одной из башен ворот, сооруженных из кованого железа (1524г.), в османский период, заменяли также тюремное помещение для осужденных дворцовых особ высокого ранга.

(306- 337). Находились в XII регионе, на крайнем юго-западном (левом) фланге стен Константина. Золотые ворота Константина, названные по примеру главных ворот священного для христиан города Иерусалима, представляли собой симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот. Трехпролетная конструкция с двумя башнями по сторонам была облицована проконесским мрамором, украшена барельефами и статуями. Наверху стояла колоссальная шестиметровая статуя Фортуны, поэтому в народе сооружение именовалось «храмом Фортуны». Створки ворот были сделаны из позолоченной бронзы с множеством накладных барельефов. Использовались Золотые ворота лишь в исключительных случаях, прежде всего для триумфальных процессий. После возведения стен Феодосия сухопутные стены Константина и их Золотые ворота потеряли свою фортификационную роль. Последний капитальный ремонт стен был проведен в 448 г. Однако городские власти продолжали поддерживать Золотые ворота Константина в хорошем состоянии вплоть до начала XIII в. Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 г., и разрушительнейшее землетрясение 1206 г. нанесли постройке непоправимый ущерб. После освобождения города в 1261 г. ворота были восстановлены; над проезжей частью появились мозаичные иконы: с фронта - Вознесение, а с тыла - Сошествие во ад. Золотые ворота стен Константина были уничтожены землетрясением 1509 г., а руины турки позже использовали как строительный материал в своих постройках. В настоящее время во дворе Стамбульского археологического музея хранится одна из голов Медузы Горгоны, вероятно, некогда украшавших фасад Золотых ворот Константина и выполнявших функции оберегов от сглаза;

2) главные ворота Константинополя в юго-западной части городской стены. Первоначально это сооружение было триумфальной аркой, возведенной императором Феодосием I Великим (379-395) между 388 и 391 гг. в честь победы над узурпатором Магном Максимом (383-388) вне стены Константина на Игнатиевой дороге. Арка имеет три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, на главном и заднем фасадах по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зеленоватыми прожилками. Колонны поддерживают второй ярус арки - ее триумфальный венец в виде фриза, охватывающего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на каждом, того же ордера и материала, что и на первом ярусе. Малые колонны несли на себе по три небольшие арки, которые, в свою очередь, несли верхнюю часть сооружения. Крайние колонны в сечении квадратные, а средние - круглые. На вершине стояли четыре скульптурных льва - часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню Победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого. На камнях кладки высечены христианские монограммы. В 412 г. арка вошла составной частью в константинопольские стены Феодосия и стала играть роль главных ворот города, в районе Эксакиония, самого обширного района столицы. К ее правому и левому фасадам были пристроены башни, охранявшие вход в Константинополь. Тогда же были установлены массивные створчатые ворота, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными бронзовыми барельефами. Перед сооружением возведены укрепленные пропилеи, прикрывающие деревянный мост в два пролета через 20-метровый, наполненный водой ров, появившийся к 40-м г. V в. Мост опирался на боевой парапет и проходил через его арку. Задний фасад пропилей был соединен с кольцевым тыловым укреплением «Castrum rotondum», препятствующим проникновению противника в город в случае его прорыва через ворота. На левом и правом крыльях пропилей находились по шесть барельефов, расположенных по три в два яруса. На них были изображены мифологические сцены, а также портреты богов и героев: падение Фаэтона, спящий Адонис и Венера, казнь Прометея, Пегас с музой, Эндимон и Кадм на одной стороне, а на другой - некоторые из подвигов Геракла. За барельефами, по сторонам проездной арки пропилей, стояли две статуи на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами. Бывшая триумфальная арка получила название «Золотые ворота» в честь Золотых ворот Иерусалима, в которые торжественно вошел Сын Божий. Золотые ворота Константинополя открывались только для триумфального входа в столицу победоносных войск империи. Исключением было их использование для перенесения в столицу Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы 15 августа 944 г. В течение веков Золотые ворота сильно пострадали от землетрясений. В 1206 г., во время господства в городе латинян, произошло обширное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни. Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала полностью разрушенного во время этого же землетрясения храма Всех Святых. Позже, после освобождения города в 1261 г., византийские власти вынуждены были, ввиду обветшания сооружения и угрозы обрушения, частично заложить арки, сузив входы. После падения империи в 1453 г. турки вообще замуровали главный вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. Попытка графа Арунделя и герцога Бэкингемского в 1620-1626 гг. приобрести у турок барельефы пропилей Золотых ворот закончилась безрезультатно. К 1647 г. сохранилась лишь часть барельефов, а последнее сообщение о них датировано 1670 г., когда их видел англичанин Джон Коуэл. Позже оставшиеся барельефы были уничтожены. Во второй половине XVII в. большая часть колонн Золотых ворот была выломана и продана. В 60-х гг. XX в. Золотые ворота были частично отреставрированы, ныне находятся под охраной ЮНЕСКО. Обломки барельефов пропилей хранятся в Стамбульском археологическом музее.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 343-345.

В четвертом веке нашей эры создатель Константинополя Константин Великий возвел Золотые ворота. Ворот во Втором Риме было много. Даже целых два сооружения получили название "Золотые" - триумфальная арка и въездные ворота в юго-западной части крепостной стены. Но сегодня от них мало что осталось. За семь столетий разрушения произошли существенные. Поэтому ЮНЕСКО взяло их под свою охрану. Но что до них дела большинству жителей планеты? Подумаешь, ворота разрушились... А дело-то есть. Ремонт ворот необходим даже тогда, когда они у вас не "Золотые", какими были в Константинополе, а всего лишь гаражные. Они ведь бывают распашные, для их открывания используется всякая сложная автоматика. И что там вышло из строя - Бог весть. Короче говоря, для ремонта нужно привлекать настоящих специалистов.

один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (K-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabillа Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена.

Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на cв. воротах мон-ря).

Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Cв. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии.

Константинополь

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσᾶι Πύλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр (Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до ХII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название ῾Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней).

В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было. Перед воротами находился мощеный двор, фланкированный 2 мощными (17×18,3 м в основании) башнями-пилонами, сильно выдвинутыми относительно линии стен; в глубине стояли ворота с 3 арками. Сохранившаяся до нашего времени центральная часть ворот фланкирована 2 античными (вторично использованными) мраморными колоннами, увенчанными капителями эпохи имп. Феодосия II. Они поддерживают центральную арку. Ворота могла венчать аркада на сдвоенных колонках. По обеим сторонам входа на отрезках стен порядовой кирпичной кладки сохранились линии мраморных обрамлений, поставленных через неравные интервалы; резьба их карнизов датируется не ранее VI в. Это фрагменты обрамлений утраченных рельефов классического и ранневизант. периода, к-рые найдены при археологических раскопках. Створки ворот были позолоченными. З. в. К-поля венчались квадригой слонов (как и Триумфальная арка в Риме) с крылатыми символами победы по сторонам; также на них была установлена статуя имп. Феодосия (обрушилась при землетрясении 740 г.). Не только размер, но и материал - светлый мрамор -выделял З. в. из общей системы кирпичных оборонительных стен.

Рельефные композиции парадного, внешнего фасада не сохранились, но многократно описаны путешественниками (Мануил Хрисолор, 1411; Пьер Жилль , 1544-1550 и др.). Жилль пишет о 6 рельефах на каждой стороне, размещенных в 2 яруса, с вакхическими и героическими фигурными сценами. На рис. Франческо Скареллы (1685) «Семибашенный замок» З. в. показаны примерно вдвое большей высоты, чем в настоящее время, с рельефами в 4 ряда по сторонам входа; вероятно, они имелись и над воротами. Разные по масштабу рельефы (нек-рые натуралистичны, что нетипично для мифологических и жанровых сцен) явно взяты из роскошных вилл или языческих храмов и соединены с менее масштабными композициями визант. времени. В составе декора отмечают аллегорию победы (Виктория с короной в руке). Рельефы З. в. привлекали внимание европейцев в XVII в. (в 20-х гг. XVII в. их неудачно пытались снять и вывезти в Англию). В связи с этими попытками записаны рассказы о суевериях, существовавших в городе, согласно к-рым неприкосновенность столицы и самой Турции мистически связана с нерушимостью З. в. и их рельефов.

В целом «пропилеи» З. в. представляли огромное, высотой более 12 м, эффектное сооружение, в общих чертах похожее на рим. триумфальную арку. Б. Майер-Плате, A. M. Шнайдер, а за ними В. Мюллер-Винер и С. Бассетт относят последние перестройки ворот к правлению Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) и к 1389-1390 гг., когда о работах на З. в. сообщают источники. К последней из перестроек исследователи относят украшение фасадов описанными выше античными рельефами I-II вв. Но, по мнению С. Манго, в источниках речь могла идти о переделке внутренних ворот; технически тщательное исполнение архитектурных деталей внешней линии заставляет отнести ее к средневизант. периоду. Создание композиции Манго датирует IX-X вв., связывая с одним из последних случаев празднования триумфа (после завоевания Киликии в 965, откуда (из Тарса и Мопсуестии) Никифор Фока мог вывезти эти мраморные трофеи).

После сооружения Мехмедом II Завоевателем внутри города (за З. в.) Семибашенного замка (1457-1458) проемы ворот были заложены.

Иерусалим

Далеко не очевидна связь с восточнохрист. кругом памятников вост. (самых старых, больших и декорированных из сохранившихся) ворот средневек. Иерусалима. Они стоят на линии вост. стены храма Ирода Великого с небольшим сдвигом от центра к северу. Это 2-башенные ворота с 2 куполами на барабанах (по мнению Д. Прингла, помещения под куполами в эпоху крестоносцев использовали как часовни). От них начинался кратчайший путь на Елеонскую гору. Два смежных арочных проема ворот (единственный случай в Иерусалиме) были окончательно заложены камнем в ходе обновления старых стен турками (1539-1542). Вход во внутренние помещения ведет с запада, изнутри города, через особый, привратный, вестибюль (IV-V вв. по Р. Х.?; ныне в нем молитвенный зал и комнаты для изучения Корана), колонны в к-ром - из сполий эпохи Второго храма. Двойной проем украшен арками с широкими опорными колоннами. Ворота упомянуты как перестроенные в «Путешествии в Палестину» Эвлия Челеби, где названы «Железные» (кроме восточных из ворот позднесредневек. Иерусалима заложены ворота Хульды, а также малые проемы на надземных уровнях вдоль юж. части вост. стены).

Нынешние 2-башенные ворота относят к ранневизант. эпохе, включая в строительную программу Юстиниана I 20-х гг. VI в., или ко времени Омейядов (совр. авторы Дж. Мёрфи-О"Коннор, Д. Прингл, А. Боас), т. е. к периоду «восстановления» частей храма халифом Абд аль-Маликом (685-705); есть и промежуточная версия - ок. 640 г. по Р. Х. (т. е. в конце правления византийцев или при араб. правлении). В раннеисламское время воротами если и пользовались, то редко; с VIII в. их могли закрыть полностью, т. к. доступ в Харам аш-Шариф («Священный двор») был неверным воспрещен.

Восточные ворота архитектурно выделяются 2-аркадной композицией и декором, очевидно восходящим к декору Двойных ворот храма; и то и другое повлияло на оформление романского 2-башенного портала Гроба Господня храма .

За воротами вдоль дороги, по к-рой проходили процессии в дни Вербного воскресенья и Воздвижения Креста, еще в XIX в. К. Шиком открыты многочисленные однотипные погребения в каменных склепах, без вещей, с обычной для христиан ориентировкой - кладбище крестоносцев, встретивших смерть в Иерусалиме в XII в. Небольшие раскопки 1971-1972 гг., проведенные в воротах, открыли на глубине 2,5 м арку с пролетом, примерно равным 2 нынешним аркам. Точно датировать ее невозможно, но библеисты (У. Г. Маре и др.) относят ее к эпохе царя Ирода (и даже ранее, ко временам храма Соломона), отождествляя с зап. воротами Второго храма, т. е. с Красными воротами в Деяниях св. апостолов. Л. Ритмайер, совр. исследователь Храмовой горы эпохи царя Ирода, допускал, что более древние ворота существуют, но на своих реконструкциях до 2007 г. их не показывал.

Полемика по поводу появления, назначения и символики заложенных вост. ворот Иерусалима основана на религ. традиции и письменных источниках. Название ворот «Золотые» (Aurea) не прослеживается ранее VII в. Оно появилось в христ. лит-ре и получило широкое распространение в эпоху крестоносцев. Происхождение названия может быть связано с греч. прилагательным «horaia» (красные), воспринятым зап. паломниками по созвучию как «aurea». З. в. встречаются и на картах крестоносцев, к-рые называли их также воротами Милости. В эпоху правления крестоносцев ворота открывали в Вербное воскресенье, когда в город через них входила процессия пальмоносцев во главе с патриархом, прошедшая предварительно долиной Иосафата (туда она попадала накануне через Иосафатские ворота). Вторично их открывали для процессии в день Возвращения Животворящего Креста (14 сент.). Проемы ворот были тогда закрыты деревянными дверьми, обитыми железом; гвозди, куски дерева и жести от обивки служили евлогией. З. в. Иерусалима стали считать местом встречи праведных Иоакима и Анны.

Сведения о вост. воротах храма (в данном случае Старого города Иерусалима) до кон. VI в. носят смутный характер. Их существование даже в эпоху Второго храма сомнительно. Иосиф Флавий, описывая вост. (т. н. Соломонову) колоннаду, не упомянул о воротах в вост. части храмовой платформы. Еще меньше оснований связывать реальные вост. ворота с упомянутыми в пророчестве Иезекииля (Иез 44) символическими воротами. Согласно Деяниям св. апостолов (Деян 3. 2; ср.: Деян 3. 10), ап. Петр исцелил хромого, который ежедневно сидел «при дверях храма, называемых Красными»; этот текст можно трактовать применительно не к воротам в опорной стене храмового участка, а к дверям атриума самого храма. То же можно сказать о Шушан - вост. воротах храма, упоминаемых в Мишне,- как о месте совершения обряда принесения в жертву рыжей телицы (Middoth 1. 3; Числ 19. 1-10).

В ранневизант. период вост. ворота города достоверные источники тоже не выделяют: ранние христиане полагали иудейский храм нечистым местом, его участок использовали как свалку и каменоломни; здесь не проходило дорог и улиц, не было ни одного св. места. В Итинерарии паломника Феодосия (до 518) указано, что в Вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим через ворота Вениаминовы (др. названия: св. Стефана, Львиные). Если имп. Ираклий в 629 или 631 г. входил в город через вост. ворота, значит, они существовали ранее и именно их мог отреставрировать еп. Модест для встречи Животворящего Креста, похищенного персами в 614 г. и возвращенного имп. Ираклием; их же мог видеть в 570 г. пилигрим из Пьяченцы, отметивший, что сев. ворота Иерусалима расположены вблизи от Красных ворот, принадлежавших к храму, чьи порог и антаблемент сохранялись, но он не связывал эти ворота с воротами, о к-рых говорится в Деяниях св. апостолов (это снимает предположение, что ныне существующие вост. ворота города построила имп. Евдокия в сер. V в., чтобы отметить место чудотворения).

Постоянно закрытые восточные ворота города в конце средних веков послужили основанием для множества теологических толкований в христианстве, иудаизме и исламе. Полагали, что именно через эти ворота входил в Иерусалим Иисус Христос в Вербное воскресенье и что в них встречали имп. Ираклия в VII в. Закладку ворот по приказу турок объясняли стремлением мусульман сделать невозможными повторный захват Иерусалима христианами (францисканец Э. Хорн) и Второе пришествие Христа. В одном из рассказов, связанном с З. в. и ранее других (ок. 830) зафиксированном христ. лит-рой, но ставшем популярным лишь при крестоносцах, описано, как имп. Ираклий, явившись к воротам в парадных, великолепных одеяниях, внезапно увидел, как их камни сомкнулись и образовали сплошную стену, а когда он сменил одежды на будничные, перед ним раскрылся проход.

В иудейской традиции вост. ворота - место Божия проникновения, они вновь откроются, когда явится Мессия (Иез 44. 1-3), до этого ворота должны остаться в неприкосновенности. Закладку ворот иудеи объясняли и желанием мусульман воспрепятствовать чаемому явлению (так же как устройство евр. кладбища прямо перед воротами - считалось, что предтеча Мессии коген Илья (Элияху) не сможет миновать некрополь). Иудеи также обращались в сторону этих ворот и молились перед ними как перед самым доступным для них местом храма. Отсюда название «Ворота милости» (Шаар-ха-Рахамим - врата вечной жизни, врата спасения). Арабы называют так юж. проем, северный - «Ворота раскаяния» или «Судные» (Шаар-Тешува), т. к. полагают, что через них Судия войдет для последнего Суда. Названия «Красивые» (Красные) и «Золотые» употребляли в основном христиане. Согласно исламским поверьям, внутри ворот помещаются 2 массивных пилона, принесенные царицей Савской и царем Соломоном.

Русь

Черты сакральной топографии Киева или К-поля были воспроизведены и во Владимире, где главные, парадные городские ворота также были встроены в среднюю часть зап. фаса деревянно-земляных укреплений и названы «Золотые». Они построены в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в.; надвратная ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы освящена в 1164 г. Основа конструкции - 2 параллельные стенки, соединенные коробовым сводом на арках и укрепленные снаружи арочными контрфорсами, к к-рым примыкали конструкции вала; высота проема ворот ок. 14 м, ширина ок. 5 м. Кладка из известняка и туфа. В глубине проезда пара лопаток соединялась арочной перемычкой - здесь крепились полотнища ворот. Над аркой лежал уровень боевого настила из балок, на к-рый выводила дверь в юж. пилоне; дверь открывалась на внутристенную лестницу - по ней поднимались на верхнюю площадку ворот. В ее центре стояла надвратная 3-апсидная 4-столпная церковь с крещатыми столбами, одноглавая, с 2-уступчатыми лопатками по фасаду. Перед воротами проходил глубокий ров. Вероятно участие в строительстве мастеров из Галича, ранее построивших церкви в Кидекше и Переславле-Залесском. В 1795 г. ворота были полностью перестроены с добавлением круглых угловых башен. Интерес представляют многочисленные древние граффити в проеме и на уровне настила ворот: кресты, поминальные и молитвенные надписи.

Лит.: Strzygowski J. Das Goldene Thor in Konstantinopel // Jb. des Kaizerlich Deutsch. Archäol. Inst. B., 1893. Bd. 8. S. 1-39; Macridy Th., Casson S. Excavations at the Golden Gate, Constantinople // Archaeologia. L., 1931. Vol. 81. P. 63-86; Meyer-Plath B., Schneider A. M. Die Landmauer von Konstantinopel. B., 1943; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1961. Т. 1. С. 128-148; Маслов В. М. К истории строительства Золотых Ворот во Владимире // Средневек. Русь. М., 1976. С. 201-203; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 297-299; Wheeler M. The Golden Gate of Constantine // Archaeology in the Levant: Essays for K. Kenion. Warminster, 1978. P. 238-241; Раппопорт П. А. Зодчество Др. Руси. Л., 1986. С. 56, 104-105; Mare W. H. The Archaeology of the Jerusalem Area. Grand Rapids (Mich.), 1987; Murphy-O"Connor J. The Holy Land. Oxf., 1998 4. Р. 93-94; Mango C. The Triumphal Way of Constantinople and the Golden Gate // DOP. 2000. Vol. 54. P. 173-186; Boas A. J. Jerusalem in the Time of Crusades. L.; N. Y., 2001; Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. М., 2002; Bassett S. The Urban Image of Antigue Constantinople. Camb., 2004; Ричка В. М. Киïв - другий Єрусалим: З iсторiï полiтичноï думки та iдеологiï середньовiчноï Русi. К., 2005. С. 103-121.

Л. А. Беляев

jannasaban (за что ей огромное спасибо!) во вторник и среду знакомились с Константинополем/Царьградом по о-очень плотной программе. Начали с Семибашенного замка.
Как замок он появился в середине 15 века, сразу после захвата города турками - к существовавшим 4-м башням стены Феодосия были добавлены еще 3 во втором ряду, вместе с доп.стеной. Таким образом имевшиеся в одной из старых башен Золотые ворота Царьграда (от них к центру/дворцу/Св.Софии начиналась Триумфальная дорога) получили дополнительное укрепление. Дело в том, что по преданию через Золотые ворота в город войдет освободитель (после принятия Русью доктрины "Москва - 3-й Рим" эта роль автоматом вручена русскому царю , см.: ), поэтому в помощь мощному замку их еще и заложили кирпичом. И это не единственный случай - в Иерусалиме так же "предотвращают" приход мессии! Идиоты - ну что еще сказать (не оскорбление - медицинский диагноз)! На самом деле ворота заложили еще в начале 13 в., во время оккупации города крестоносцами.
Однако использовался замок, в основном, как тюрьма - собственно этим он больше всего и известен. Дело в том, что в Османской империи было свое, весьма своеобразное понимание принципа дипломатической неприкосновенности - в случае войны с кем-либо посол этой державы отправлялся сюда в темницу - ну, почти как сейчас в Нидерландах (правда, говорят наши в 13 веке убили монгольских послов - но откуда и, главное, КАК они попали тогда на Русь - ни единого даже намека! впрочем, ухайдокать, конечно, могли - с наших предков станется...). Хотя сидели в воротной башне (и под ней - подземелья особо никто и не исследовал, а там не один уровень!) и в византийские времена - например княгиня Ольга, во время своего визита (закончившегося крещением и, говорят, беременностью) - пока ее пробивали по базе, отправляли запросы в Киев и Псков - документов то с фотографиями и биометрией она оформить перед выездом не успела!
А еще до Ольги именно на эти ворота должен был прибить свой щит Вещий Олег (т.е. принимал город под защиту своей ОПГ/ЧОПа, во время своего похода (самого удачного для наших предков). О его датировке до сих пор спорят - большая часть византийских документов уничтожена (или спрятана) турками, но сохранившийся текст договора ясно говорит - без военного нажима одной из сторон такое не подписывают!
Расположен замок на берегу Мраморного моря, в юго-западном "углу" Константинополя. И по берегу моря, на восток и на север от замка/ворот идут стены Феодосия 5-го века (перенесенные на новое место после расширения города и значительно усиленные стены Константина 4-го века) протяженностью 16+ км, на сухопутных участках - тройные (эти взять смогли только турки с помощью артиллерии и предательства, крестоносцы вломились в город со стороны Золотого Рога), с рвом. Ни ворота, ни замок ни разу никто не штурмовал.
Да, оказывается от Золотых ворот у турок есть ключи, мы подошли, спросили их, но кто-то забрал до нас. Так что не судьба была Царьград в этот раз освободить! У турок, кстати, этот страх сохраняется - в начале 90-х первая волна русских в Проливах вызвала настороженность, но потом, поняв что нужно - кожа, тряпки, баулы и пр. - местные успокоились...
Но БЕЛЫЙ царь придет - обязательно! Но не в виде средневекового зовоевания, а в виде распространения вновь обретенной идеологии и воссоединения на ее основе. Тем более проект ТЗ на идеологию я написал...
ФОТО:


Золотые ворота с внешней стороны


За стенами Мраморное море с "очередью" судов на проход Босфора


У моря стена поворачивает налево, вдоль берега


Вид на север, в полном масштабе лучше видны руины стены Феодосия


Еще один ракурс


Слева - башня "дипломатов"


Эти башни - османские


Внутренние переходы


Внутри воротной башни - под ногами хлипкие доски...


Заглянешь в проем, а там еще помещение - лазить можно ЧАСАМИ


Новые районы Стамбула, за стенами


Еще один кадр на море


Послы сидели в башне справа