Ландшафтный дизайн в китайском стиле, виды и особенности. Китайский стиль в ландшафте: сады поэтов и философов Маленький сад в китайском стиле

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий - даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, - это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Философия китайского сада

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях - при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» - стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.


Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).


Основные элементы сада в китайском стиле

Атрибуты китайского стиля, которые применяются для создания садов, использовались европейцами еще в 19 веке, но зачастую без понимания их скрытой символики. Рассмотрим главные из них.

«Окна в саду» - небольшие проемы на уровне глаз в садовых стенах, которые выполняют ту же роль, что и лунные ворота. Они бывают двух видов: первые - в виде рамы, в которой запечатлена «садовая картина»,

вторые - сами по себе произведения искусства, имеют кованую или каменную решетку с красивым орнаментом или изображением дерева, сквозь них тоже видны «садовые картины».

Отверстия различной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, в виде лепестка) в человеческий рост во внутренних стенах, которые делят сад на зоны.

Их основное предназначение - открывать перед нами новые виды по мере продвижения по саду. В то же время «лунные ворота» служат необычными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них.


Входные ворота - обычно прямоугольной формы, всегда имеют крышу, часто окрашены в яркие цвета (красный, коричневый). Могут быть достаточно просто и скромно устроены в небольшом саду, но ворота в парки обычно имеют большие размеры, красивую, изогнутую в китайском стиле крышу и богато украшены.

Декоративный водоем - важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало. Она представлена огромными озерами в парковых ансамблях и небольшими прудами в центре частных садов. Вокруг таких прудов, часто населенных ярко окрашенными карпами кои, строилась садовая композиция.

Камни олицетворяют сильное мужское начало Ян, их наделяют душой. Ландшафт китайского сада определяется двумя главными составляющими - камнями и водой. «Горы» из камней символизируют бессмертие - важный аспект китайской философии.

Купить декоративный камень>>

Для китайского сада используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни.

Бонсеки - это миниатюрные композиции из камней или из камней и растений, воспроизводящие природный ландшафт в миниатюре. Они являются настоящим произведением искусства. Размещают бонсеки в саду на столах-подставках или на земле на фоне стены.

Беседки и павильоны - им в китайском саду отводится важная роль. Они выполняются в традиционной манере с изогнутыми крышами из бамбука, часто богато украшены. Размещают беседки и павильоны на берегу или в центре пруда.

Беседку, садовую мебель купить>>

Они также несут в себе скрытую символику и тесно связаны с окружающим ландшафтом.

Садовые павильоны служат для отдыха, созерцания и медитации.

Мосты обычно используют для пересечения водных пространств. Форма мостов самая разнообразная - горбатые мостики для узких каналов, зигзагообразные одноуровневые мосты для пересечения прудов, шаговые мостики из плоских небольших камней. Материалы для мостов - камень, дерево, бамбук.


Китайские фонари , изготовленные из дерева, стекла, металла, бумаги (красного цвета), служат как для украшения сада, так и несут функциональную нагрузку. Чаще всего они размещаются на стенах или внутри беседки под потолком.

Бамбук - одно из любимых растений китайцев и дешевый строительный материал, который широко применяется для изготовления всевозможных ограждений, ворот, беседок, циновок, решеток. Из-за его недолговечности конструкции из бамбука приходится часто обновлять.

Особого мастерства достигли китайцы в создании разнообразных твердых покрытий . Материалом для них обычно служит разноцветная галька, из которой создаются сложные узоры в виде волн, орнаментов, картин, изображающих растения, что подчеркивает связь дорожек с окружающим ландшафтом.


Каменные львы выполняют роль садовой скульптуры, их всегда размещают у входа в дом или сад в паре. Основное предназначение каменных львов - защита владельцев от неприятностей.


Растения - важная составляющая композиций

Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок в китайском саду имеют свой смысл, связаны с сезонными явлениями или событиями из жизни владельцев. Приход весны всегда символизируется цветением вишни, сливы (олицетворяет силу характера), магнолий, граната, а также цветущими декоративными кустарниками - форзицией, рододендронами, хеномелесом (айва японская). Чуть позднее главным акцентом в саду становятся цветущие алые азалии. А осень знаменуется пронзительно-шарлаховой листвой разнообразных кленов.

Основное растение, присутствующее почти в каждом китайском саду, - сосна. Долго живущие вечнозеленые сосны напоминали китайцам о бесконечности времени. С помощью определенных приемов деревья формируют, понижая их высоту и придавая ветвям определенное расположение. О соснах бережно заботятся из поколения в поколение.

Кроме сосен, из хвойных высаживаются можжевельники и кипарисы.


Выращивают в садах лианы (глицинии), некоторые вечнозеленые кустарники (питтоспорум, магония падуболистная и др.), а также древовидные пионы, хризантемы. Бамбук олицетворяет выносливость и стойкость, так как его ветви изгибаются под ветром, но никогда не ломаются. Эти растения часто используются в садах. Искривленные старые или искусственно состаренные деревья - важный элемент китайского сада.

С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.

В традиционных китайских садах нет газонов, а в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники (хосты, кислица), а также декоративные злаки.

Бонсаи - сформированные определенным образом деревья и кустарники - элемент, также характерный для китайского сада. Особенно эффектно смотрятся небольшие бонсаи из деревьев (около 0,5-1 м), высаженные в контейнеры и обязательно размещенные на подставке. Чаще всего это сосна, вишня или слива, клены, хеномелес и другие.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Китайский стиль ландшафтного дизайна, как собственно и вся китайская культура, по праву считается одним из самых древних. Сады Поднебесной завораживают своей самобытностью, ведь их дизайнерские принципы формировались в условиях абсолютной изоляции, опираясь исключительно на постулаты даосизма и конфуцианства.
В китайском придомовом парке нет ничего лишнего. Здесь всё продумано до мелочей, и каждый, даже самый миниатюрный элемент, играет важную роль, имея своё символическое значение.

Философия фэн-шуй

Китайский стиль оформления ландшафта довольно специфичен. Его идеологической основой стала философия фэн-шуй. Главные постулаты этого учения, имеющие отношение к обустройству территории, таковы:

  • Во всех элементах садово-парковой композиции должна царить абсолютная гармония, олицетворяющая сбалансированное взаимодействие пяти стихий (вода, земля, дерево, огонь, металл). Этим правилом определяется также и соотношение воды и суши, и объёмы свободного и занятого пространства.
  • Каждый из элементов, составляющих общую дизайнерскую картину, одинаково важен и имеет своё предназначение.
  • Китайский сад – это мир в миниатюре. Его целостность и многогранность достигаются с помощью многоплановой перспективы и «свёрнутого» пространства. Здесь в постоянном единении и противоборстве находятся два жизнеутверждающих начала – мужское и женское.
  • Обязательно наличие главной, центральной точки, вокруг которой происходит движение. Располагается она, как правило, на возвышении.
  • Абсолютно всё, что посажено, построено, установлено, и обустроено в китайском саду должно быть наполнено животворящей энергией Ци, грамотно направленной хозяином или ландшафтным дизайнером в нужное русло.
Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Основная идея китайского ландшафтного дизайна – воспроизведение на имеющейся территории миниатюрной модели мира. По сути – это колоритная смесь из пейзажного и этнического стилей, основанная на гармоничном сочетании природных красот с определёнными декоративными включениями. Однако грань между естественным и рукотворным здесь настолько тонка, что неискушённому зрителю определить её будет очень сложно.

В китайском саду человек не противопоставляет себя природе, а лишь деликатно направляет её проявления в нужную сторону. Находясь в постоянном поиске совершенства, приверженцы древних философий создают вокруг себя живописные ландшафты, идеально подходящие для медитаций и ощущения абсолютного единства с окружающим миром.

Особенности обустройства

Оформление участка в китайском стиле предусматривает организацию максимально комфортных условий для достижения гармонии с природой и с самим собой. В этом необыкновенном месте, одинаково прекрасном в любую погоду, независимо от времени суток, человек должен отдыхать и душой, и телом.

Яркой особенностью оформления сада по-китайски является иллюзия безграничности пространства. С каждой смотровой площадки обязательно открываются новые виды. Любой, даже самый маленький кусочек сада, притягивает взгляд, создавая настроение. Неухоженные или незанятые участки здесь недопустимы.

Пейзажность таких садов обеспечивается плавностью линий, сглаженными формами, природными силуэтами и свободно растущей зеленью.

Как правило, участок, оформленный в китайском стиле, можно узнать по следующим признакам:

  • планировка в соответствии с учением фэн-шуй;
  • целостность и завершённость композиций;
  • отсутствие пластика в оформлении;
  • обилие воды и камней;
  • наличие чайной беседки, лунных ворот и садовых окон;
  • внутренние садовые стены;
  • стилизованные входные ворота.
  • Китайские приусадебные участки существенно отличаются от европейских своим наполнением. Основной акцент дизайнеры востока делают на воду и камни, в то время как растительность, а особенно – цветы – это просто полезное дополнение.

    Ландшафтные композиции

    Несмотря на то, что все ландшафтные композиции в китайском стиле имеют единую философскую концепцию, они всё же подразделяются на несколько видов. В зависимости от оказываемого эмоционального воздействия, различают:

    • Смеющийся сад. Привлекает внимание богатой цветовой палитрой и насыщенностью красок. Здесь яркое всё – и растения, и дорожки, и постройки.
    • Идиллический сад. Это место спокойствия и умиротворения. Характерные признаки – уютная беседка, тихая водная гладь, неброские цвета.
    • Угрожающий сад. Олицетворяет необузданное величие стихий, выраженное бурлящими потоками, шумными водопадами, искривлёнными деревьями и могучими каменными глыбами.

    Примечательно, что эти зоны должны одновременно присутствовать на территории участка. Планомерно сменяя друг друга, они делают китайский сад многоликим, напоминающим реальный мир, постепенно открывающий свои секреты любознательному путнику.

    Планирование участка

    Поскольку в китайском саду всё подчиняется теории равновесия фэн-шуй, обустройство ландшафта здесь следует проводить в соответствии с её идеями:

    • Южная часть. Отвечает за любовь и всё, что с ней связано. Должна быть обозначена огнём и красным цветом (светильники).
    • Северная сторона. Оказывает влияние на работу и карьерный рост. Предусматривает наличие камней, воды и чёрно-синих оттенков.
    • Восток. Зона размышлений и обучения. Традиционно обустраивается деревом и дополняется зеленью.
    • Запад. Территория дружбы. Обязательные атрибуты – металл и оттенки белого.
    • Центр участка. Обитель душевного и телесного здоровья.

    Корректируя вид и количество составляющих, можно обустраивать каждую зону, ослабляя или, наоборот, усиливая её энергетическое воздействие.

    Традиционные элементы

    Занимаясь обустройством участка в китайском стиле нельзя забывать об определённых традиционных элементах оформления. К ним относятся:

    Внутренние (садовые) стены . Выложенные из камня или выкрашенные в белый цвет, они служат эффектным фоном для растительности, одновременно выполняя функцию .

    Представляют собой большие, размером с человеческий рост, проёмы произвольной формы во внутренних стенах сада. Разделяя пространство, они помогают открывать новые пейзажи по мере продвижения по участку, одновременно являясь своеобразными рамами для «живых картин».

    Садовые окна . Это различные отверстия в садовых стенах, позволяющие созерцать живописные картины природного мира. Могут иметь два варианта исполнения:
    — в виде достойной рамы для открывающегося за ней пейзажа;
    — в форме декоративной решётки из металла, камня или дерева, зачастую с замысловатым орнаментом.

    Камни . Наделены душой и олицетворяют собой мужское начало Ян. Особую ценность представляют старые глыбы и образцы, имеющие сложную форму. Располагаются как по отдельности, так и группами. Гора камней в Поднебесной – символ бессмертия.
    Традиционно в оформлении ландшафта широко используется озёрный известняк, демонстрирующий на своей поверхности следы длительного воздействия воды, а значит – имеющий прошлое.

    Водоёмы . Наряду с камнями являются неотъемлемой частью китайского ландшафта, и символизируют женское начало. Причём живительная влага обязательно должна присутствовать в двух состояниях – спокойном и движущемся. В саду нужно найти место как для пруда или озера (желательно с рыбками и водными растениями), так и для ручья или даже водопада.
    Стилизованные мостики . Соединяя берега водных пространств, они могут быть самыми разными: шаговыми – для скромных ручейков, изогнутыми – для небольших потоков, зигзагообразными – для пересечения крупных водоёмов. Традиционные строительные материалы – дерево и камень.

    Беседки и павильоны . Примечательны отсутствием стен, изогнутой кровлей и богатым убранством. Сооружаются, как правило, на берегу или в самом центре пруда. Предназначены для отдыха, медитаций и созерцания. Форма постройки зависит от окружающего ландшафта и символического значения.

    Это миниатюрная пейзажная композиция из камней и песка, расположенная около ограды или на специальном столике посреди сада.

    Традиционно выполняются в красном цвете, иногда украшаются иероглифами. Могут быть изготовлены из самых разных материалов – металл, дерево, бумага, стекло. Размещаются вдоль стен, внутри и снаружи беседок. Используются как для освещения пространства, так и в качестве украшения.

    Каменные львы . Традиционный атрибут китайского сада, призванный защитить хозяина от отрицательной энергии, которую могут принести с собой посетители. Располагаются парами непосредственно у дверей дома или перед входными воротами.

    Входные ворота . Имеют прямоугольную форму и дополняются характерной изогнутой крышей. Окрашены, как правило, в ярко-красный или коричневый цвет.

    По учениям фэн-шуй вся энергия в пространстве движется ритмично. Исходя из этого, садовые дорожки обязательно должны быть извилистыми, особенно те, которые ведут непосредственно к дому. Прямая линия в китайском ландшафте по негативному воздействию приравнивается к удару молнии.
    Для рассеивания или нейтрализации враждебных энергетических потоков, в особо «опасных» местах устанавливаются арки, садовые стены или лунные ворота.
    Сами дорожки всегда вымащиваются твёрдым покрытием. Это могут быть:
    — цветная галька, уложенная в виде волнистых узоров или замысловатых рисунков;
    — булыжники;
    — фигурная плитка.

    Садовая мебель

    Выбор мебели для сада в китайском стиле осуществляется с учётом её уместности в той или иной зоне. Размещать скамейки на открытых участках попросту – не принято. Если это место для беседы – оно должно быть прикрыто зонтом или стилизованным навесом, обеспечивающим защиту от дождя или палящего солнца.
    Важно помнить, что сломанная мебель привлекает неприятности, поэтому ей нет места в настоящем китайском саду.

    Растения для сада в китайском стиле

    Растительный мир в китайском саду весьма разнообразен. Однако при его планировании важно помнить, что каждое дерево, каждый кустик, и каждый цветок несут в себе определённую энергетику, воздействуя соответствующим образом на окружающее пространство.

    Особо значимыми среди деревьев считаются: сосна, символизирующая долголетие, бамбук – олицетворение стойкости, а также персик и слива, дарящие счастье. Они, как правило, имеются в каждом саду, наряду с пихтами, ивами и вишней.

    Деревья зачастую высаживаются поодиночке. В случае групповых посадок, число растений должно быть нечётным.

    Большим уважением пользуются по-настоящему древние или искусственно состаренные экземпляры с неровными стволами, которые обычно становятся центрами тематических композиций.

    Встречаются в китайском саду и кустарники, привлекающие яркостью листвы или декоративностью во время цветения (магнолии, гортензии, форзиции, жасмин).

    Цветы выращиваются эффектные, но в то же время утончённые. Однако их не должно быть слишком много. Это, как правило, розы, пионы, ирисы, хризантемы и лотосы. Зачастую цветущие растения окружают зеленью, придавая композициям живописной изысканности.

    Ограждения

    Одной из ярких особенностей китайского стиля в ландшафтном дизайне является отсутствие чётких визуальных границ пространства. Поэтому садовые ограждения маскируются всеми возможными способами:

    • Часть стены декорируется зеленью, напоминая ширму, за которой вот-вот откроется новая панорама.
    • Фрагмент забора играет роль экрана, на который живописно ложатся тени растущих неподалёку деревьев.
    • Участок ограждения может быть оформлен в виде стены якобы расположенного по соседству буддистского храма.
    • На помощь приходят и каменные композиции, притягивающие взгляд и отвлекающие внимание от фоновой ограды.
    Китайский стиль в ландшафтном дизайне — видео:

    Чтобы все усилия по созданию китайского сада не пропали даром, и благотворная энергия не покинула участок, очень важно пристально следить за порядком на всей его территории. Необходимо регулярно удалять сухие ветки, опавшую листву и увядшие растения, чтобы ничто не вставало на пути энергии Ци, позволяя ей беспрепятственно циркулировать в пределах заданного пространства, обеспечивая хозяину благополучие и процветание.



    Философия садового интерьера

    Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

    Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

    Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

    Совет специалиста

    Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

    Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

    Хвойная основа сада в восточном стиле

    Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

    Многолетники для оформления восточного сада

    Создав каркас из растений, нельзя пренебрегать В многолетними травянистыми культурами, также играющими важную роль в жизни восточного сада. Всем известны популярные и любимые в странах Азии пионы (Paeonia) и хризантемы (Chrysanthemum). Наряду с ними можно использовать такие фактурные растения, как хосты (Hosta), ирисы сибирские (Iris sibirica), астиль-бы (Astilbe), лилейники (Hemerocallis)r роджерсии (Rodgersia), клопогоны (Cimicifuga), баданы (Bergenia), разнообразные культуры папоротников (Polypodiophyta). При этом не стоит увлекаться выбором сортов и красотой цвета. Опирайтесь на видовые формы, чья красота раскроется в изящной простоте листьев.

    Отдельно стоит упомянуть злаковые культуры, ставшие популярными в отечественных садах. Ключевыми растениями этой группы станут мискантусы китайские (Miscanthus sinensis) с неброской окраской листвы. В полутени можно высадить строгие формы молинии голубой (Molinia caerulea), осоки грея (Carex grayi), щучки извилистой (Deschampsia flexuosa). Для светлых и открытых участков подойдет просо прутьевидное (Panicum virgatum), разные ожики (Luzula), овсяница сизая (Festuca glauca) и многие другие.

    МИНИАТЮРЫ В МОДЕ

    Любители почвопокровных растений могут создать небольшой сад мхов и ползучих культур. В качестве подходящих растений на открытых участках используют армерию альпийскую (Armeria alpina), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), мшанку шиловидную (Sagina subulata), способную создать иллюзию настоящего сада мхов, а также стелющиеся очитки (Sedum) и цимбалярию постенную (Cymbalaria muralis). Для полутени подойдут барвинки (Vinca), копытень европейский (Asarum europaeum), пахизандра верхушечная (Pachysandra terminalis).

    Сад в японском стиле своими руками

    Традиционные японские сады – это вселенная, заключенная на одном маленьком участке. все здесь символично и имеет глубокий смысл при внешней сдержанности и простоте. именно поэтому так сложно создавать садовые объекты в японском стиле. Сложно, но интересно!

    «Наша» Япония

    Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Если ваше обычное времяпрепровождение по выходным и праздникам

    на даче подразумевает обилие друзей и родственников, песни и шашлыки, это замечательно, но тогда японский сад не для вас. Аскетичная японская беседка не предназначена для приготовления барбекю и проведения застолий. Японский сад создается для созерцания.

    Также от этой идеи следует отказаться увлеченным цветоводам и любителям ярких красок. В японских садах преобладает зеленый цвет, они раскрашиваются лишь цветением сакуры весной и яркой листвой кленов осенью. Конечно, есть азалии, глицинии, новее это очень эпизодически. В таких садах практически нет многолетников, только деревья и кустарники. Как говорится, любителей флоксов и роз просьба не беспокоиться. Для европейского садовода главное в саду — растения, неважно, стриженые (для регулярного стиля) или вольно растущие (для композиций в пейзажном духе). У японцев иные приоритеты — в своих прогулочных садах они создавали идеализированный природный ландшафте горами, озерами, деревьями. Мир в миниатюре, в котором присутствуют все элементы природы — камни, вода, растительность. Обратите внимание: растения на последнем месте!

    Какие растения сажают в японском саду?

    Завораживающие осенние краски обязаны изящным листьям кленов. Вместо проблемных у нас японских видов выбирайте устойчивые в средней полосе к. маньчжурский и к. ложнози-больдов с резными мелкими листьями, оранжевыми и пурпурными осенью.

    Японскую весну невозможно представить без сакуры, которая плохо себя чувствует в Подмосковье. Так что заменим ее вишней сахалинской, в. курильской или в. обыкновенной, боярышниками, даже декоративными или плодовыми яблонями и сливами. Их пышное цветение, пусть и не аутентичное, интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур.

    В качестве стриженых полусферических кустов японцы используют мелколистную азалию, можно ее попробовать для этой цели, но проще и дешевле делать такие стрижки из спиреи Бумальда и спиреи японской.

    Источник вдохновения

    Источником вдохновения для тех, кто хотел бы создать японский садик, могут послужить сады Тофуку-дзи. По японским меркам они неприлично молоды, созданы в 1939 году в Киото японцем Сигэмори Мирэй, считавшим, что истинный путь — не слепое копирование идеальных образцов, а создание собственного стиля. Четыре разных сада предстают перед нами один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

    Южный сад состоит из четырех групп камней и валунов, утопающих в море гравия и символизирующих острова блаженства. Камни разных размеров — лежащие на боку, горизонтальные и вертикальные в виде острых пиков — создают ощущение движения, застывшего в какой-то миг. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзэнские монастыри Киото, весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает. Исходные данные схожи с тем что можно увидеть в саду камней в Реандзи – небольшая прямоугольная гравийная площадка, на которой расставлены камни, но этот сад словно к пульсирует энергией.

    Минимализм четырех садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый наполнен глубокой символикой и философией, но и для совершенно далекого от этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто – и так выразительно!

    Восточный сад — семь серых цилиндрических к камней разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных камней в различных постройках храма. Западный сад — стриженые прямоугольные параллелепипеды азалий чередуются с гравием как квадраты на шахматной доске. Особенно хорош Северный сад —прямоугольная площадка, на которой в шахматном порядке чередуются квадраты мха и каменных плиток. Мох все плотнее смыкается и постепенно поглощает каменные квадраты. По краям площадки расположены полусферы стриженой мелколистной азалии.

    Один из классических видов японских садов — холмистый, который может быть большим или маленьким, но в его центре всегда находится водоем с островом, связанным с сушей мостиком.

    Максимальный уход за садом в японском стиле

    Японский сад требователен в уходе. Необходимо своевременно удалять сорняки и различный мусор типа опавших листьев, 2 — 3 раза в год обрезать кроны деревьев и кустарников. Формирование и обрезка займут у вас много времени, в таком саду невозможны сосны, растущие сами по себе, их обязательно прищипывают. Японский сад всегда находится в идеальном состоянии, не может быть речи о легкой запущенности пейзажного стиля. Так что не подойдет японский уголок и тем, кто готов уха живать за ним лишь время от времени, когда выпадает свободная минута или случается подходящее настроение. Выразительность этого стиля достигается использованием минимума деталей, но это сады максимального ухода.

    Надеюсь, я достаточно напугала вас сложностями создания и ухода за японскими садами. Те жег кто, осознавая все трудности, лишь укрепился в желании сотворить на своих немногих сотках простоту и гармонию, умноженную на совершенство, ни за что не откажутся от своей мечты. Несколько минут пребывания здесь снимут нервное напряжение и очистят душу. Искренне желаю вам успехов!

    Совет специалиста

    Попытайтесь и вы, подобно великому Сигэмори, не копировать творения японских мастеров, а использовать их работы как источник вдохновения. Нужны ли в вашем японском садике каменные фонари и пагоды? На мой взгляд, это необязательно, но если решите «завести», пусть это не будет дешевой имитацией, вульгарная пластиковая подделка не придаст «японистости» вашему творению, зато разрушит его спокойно-созерцательную атмосферу.

    Сад в японском стиле: мнения специалистов

    Одним из основополагающих принципов садового искусства Японии является преклонение перед природой и ее красотой.

    В западном садоводстве природу принято укрощать, гармонизировать, прокладывая прямые дорожки, подстригая кусты и деревья в виде геометрических фигур, разбивая строгие партеры.

    Восточные же садовники призывают любоваться естественной красотой камня, пруда, дерева, ландшафта. Поэтому любой садовый элемент должен быть естественным, словно взятым из природы.

    В японском саду вы не увидите бассейн или пруд прямоугольной формы, ведь природные водоемы такими не бывают. Не встретите там и фонтанов с колодцами, только водопады и ручьи.

    Сад Кари

    Очень небольшой, сентиментальный сад разбит на территории Международного исследовательского института риса в городке Лос-Баньос на Филиппинах. Спокойным шагом его можно пересечь по диагонали всего за минуту.

    Но здесь есть все наиболее важные элементы японского сада: ворота в традиционном стиле.

    извилистая мощеная дорожка (символ спокойного жизненного пути), которая заканчивается у яркого мостика через ручей, колотушка шиши-одоши. светильники, миниатюрные пагоды, простая, без вычурности скамейка для отдыха, крошечный водопад и даже мини-сад камней.

    Этот сад был разбит в 2009 г. на средства ушедшего на пенсию председателя попечительского совета института Кей Отсука.

    Так любящий супруг увековечил память о своей жене Кари. Весь сад уютно разместился на зеленой лужайке под кронами нескольких крупных деревьев франжипани (Plumeria).

    В сезон их цветения сад наполняется изысканным нежным ароматом. И кажется, будто шлейф духов оставила прекрасная женщина в кимоно, секунду назад скрывшаяся в зарослях за ручьем.

    Сад Джуронг

    Это большой парк в японском аиле, разбитый в 1974 году на юго-западе Сингапура. Он занимает один из островов озера Джуронг площадью в 13,5 гектаров. Знатоки восточного паркового дизайна утверждают, что сад выполнен в стилях Муромаши и Азучи-Момояма, характерных для XIV-XVII веков.

    Парк изобилует японскими каменными светильниками самой разнообразной формы. извилистыми дорожками, ручьями с каменистым дном, горбатыми мостиками, беседками и павильонами, композициями топиарных кустарников и деревьев. При том что в парке очень много пространства, он полностью соответствует канонам японских садов.

    Холмистый рельеф дает возможность сполна насладиться уютом и утонченностью микроландшафтов с камнями и водой. Этот парк тоже наполнен ароматом, но уже другого растения -«лилии-паука» кринума азиатского (Crinum asiaticum), чьи изящные белые цветы распространяют волны сладкого запаха ванили.

    Карибский вариант

    Под сенью пальм и огромных бананоподобных листьев геликоний и альпиний в ботаническом саду на острове Санта-Люсия нашел свой приют небольшой сад в японском аиле.

    Яркие краски обитателей тропиков Нового Света «взрывают» сдержанную эстетику далекой восточной страны. Поэтому авторы сада не стали соединять несоединимое, а создали свою импровизацию на заданную тему.

    Вместо классических японских светильников они разместили в саду более вычурный тайский вариант из белого мрамора и сделали акцент на ярко-красном мостике, совпадающем по тону с пылающими соцветиями геликоний. И, кажется, только бамбуковые ступеньки и колотушка шиши-одоши остались истинно японскими элементами в этом ярком уголке тропического парка.

    Сад в китайском стиле

    Многие века Китай оставался закрытой страной. Неудивительно, что ценители садового искусства со всего света уже давно проявляют интерес к китайским садам, поскольку они
    отличаются большим своеобразием и самобытностью, ведь их можно считать одними из самых древних на Земле.

    Садовое искусство Китая имеет многовековую историю. Его становление происходило еще в I тысячелетии до н.э. С течением времени в этой стране сложились разные типы садов: императорские, храмовые и монастырские, сады философов, частные сады вельмож и зажиточных горожан. Особого упоминания достойны современные масштабные общественные сады и парки, где реализованы самые прогрессивные идеи ландшафтного дизайна.

    Понимая невозможность охватить в одной статье все разнообразие проявлений садового искусства Китая, мы попытаемся представить здесь обобщенный образ классического частного сада. Образцы таких садов сохранились в Сучжоу.Янчжоу, Нанкине, Шанхае и других городах со времен Средневековья до наших дней.

    Инь и ян

    В основе устройства китайских садов лежат глубоко философские и религиозные концепции, известные нам как даосизм и конфуцианство. Сад представляет собой символ идеального мира, обожествленной природы. В нем все компоненты связаны друг с другом, целостны и гармоничны. Их взаимодействие подчиняется закономерностям фэншуй — учения о влиянии природной энергии ландшафта и его частей на жизнь и сознание человека.

    Создание садового пейзажа в китайском понимании — это сооружение водоемов и гор, олицетворяющих гармоничное сочетание основных природных стихий — инь и ян. Поэтому сады строятся как насыщенные знаками-символами ландшафты, в которых обязательно присутствуют главные

    Люди, незнакомые с тайными значениями символов, на основе которых построены сады Поднебесной, способны оценить форму такого явления, как китайский сад, но не его содержание. Хотя уже этого бывает достаточно для формирования образа сада и сохранения о нем восторженных впечатлений. Остается только догадываться, насколько же китайский сад интересен для знатока, умеющего постигать его скрытые смыслы.

    элементы-противоположности: камень, как образ активного мужского начала, и вода — пассивная женская сила инь. Их дополняет, безусловно, и третий основной элемент — растительность, но во многих садах она, похоже, все-таки выступает на вторых ролях.

    Как правило, китайские сады имеют свободную планировку, именно они в свое время сыграли большую роль в становлении пейзажного стиля садоводства в Европе. Во многих случаях значительную площадь сада занимают водные пространства. Водоему часто отводится главное место в саду, он может быть связан каналами с другими прудами, так формируется целый архипелаг островов, соединенных мостовыми переходами. В воде, лениво шевеля плавниками, скользят яркие рыбы, в ней отражаются прибрежные растения и береговые скалы, по ее поверхности плавают лодки.

    Значение камня в китайском саду

    Многие китайские сады изобилуют камнем. В целом, учитывая мощение, горки и другие элементы искусственного рельефа, отделку бордюров, берегов каналов и протоков, отдельно стоящие скалы и пейзажные каменистые группы, камня здесь гораздо больше, чем в европейских садах. Особенно ценятся пронизанные отверстиями известняковые глыбы со сглаженной поверхностью, которые привозят из района озера Тайху близ города Сучжоу.

    Китайский сад предназначен для неспешных прогулок, бесед, чтения и рисования, веселья и дружеского времяпрепровождения. Это то место, где любуются окружающим ландшафтом, красивыми камнями и водой, размышляют о жизни и мечтают.

    Из них выкладывают причудливую береговую линию водоемов, делают арки, мостики, но чаще их ставят в виде скульптурных композиций, иногда прямо в воду. Порой кажется, что камня даже слишком много.

    В садах велико разнообразие примеров использования камня. Для мощения дорожек, площадок и тропинок используют бутовый камень, прямоугольные каменные плитки и бруски разных пород, черепицу и гальку. Из плитняка и брусчатки выкладывают геометрические фигуры, узоры и даже целые каменные картины, изображающие цветы, рыб или птиц.

    В китайских садах часто встречается мощение галькой. Плоские или округлые камешки заполняют промежутки между плитами, впечатанные в цементный раствор, они формируют рисунок на поверхности площадок или дорожек. Для оформления краев дорожек и площадок, а также для сооружения низких бордюров используют глиняные плитки черепицы, поставленные торцом. Такой материал, имеющий естественную терракотовую или сероватую окраску, хорошо гармонируете камнем, почвой, растениями и постройками в саду, тем более что крыши всех построек тоже покрыты черепицей.

    Архитектура китайского сада

    С целью зонирования пространства и для ограждения в китайских садах сооружают стены, в которых оставляют арки или фигурные проходы, а также прорезают оконные проемы. Их форма

    можетбыть различной: прямоугольной, круглой, в виде цветка, чаши или вазы. Частоони забраны изящными ажурными решетками, которые не скрывают пространства за пределами ограждения, превращая его в подобие садовой ширмы или трельяжа.

    Одни из самых распространенных элементов в садах Китая — малые архитектурные формы. Это различные павильоны и навесы с черепичными Крышами, крытые галереи. В китайских садах часто строят горбатые мостики, перекинутые через каналы и водотоки. Отражаясь в воде, они символизируют небосвод или лунный диск. Беседка с характерной конической формой крыши, установленная на берегу водоема, или резная пергола, увитая девичьим виноградом, могут и в вашем саду стать организующим центром садового уголка в китайском стиле.

    Растения для китайского сада

    Что касается растительного наполнения китайских садов, то, несмотря на известную сдержанность в количестве посадок, их флористическое богатство очень высоко. В большой степени это объясняется разнообразием дальневосточной флоры. Особенно яркими сады становятся весной. В эту пору они пестрят красками, в них празднично, весело и многолюдно. Белыми, розовыми, красными облаками цветут многочисленные семечковые и косточковые культуры, привлекающие ценителей этой красоты.

    В это же время цветут магнолии, камелии и рододендроны, способные поразить воображение. Затем на смену им приходят хеномелесы, пионы, жасмин голоцветковый и восхитительные глицинии. Им вторит молодая изумрудная листва ивы, алая — клена дланевидного, фотинии Фразера и нандины домашней. Велико видовое разнообразие декоративных деревьев и кустарников всолитерных, групповых и бордюрных посадках.

    В садах Китая можно увидеть миниатюрные формованные деревья в плошках, а также и чуть более масштабные композиции — в грунте. Искусство выращивания карликовых деревьев появилось здесь не позднее II века н.э., а по некоторым данным, даже еще раньше. Неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового направления, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем живых духов природы, а может быть, и недостаток пространства в перенаселенных китайских городах.

    Практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там это течение, называемое, как известно, бонсаи, получило столь мощное развитие, что почти во всем мире оно ассоциируется исключительно с японской культурой и философией и о его китайских корнях вспоминают нечасто.

    Тем не менее кашпо с деревцами и кустарниками, в том числе и миниатюрными, с цветочными многолетниками, бамбуком или злаками остаются традиционными аксессуарами китайских садов.

    Потаенный смысл

    Многим растениям в китайских садах придается особое, символическое значение. Так, излюбленная китайцами сосна олицетворяет долголетие, бамбук – стойкость, верность и постоянство, а слива символизирует выносливость и возрождение жизни, ее как «дерево счастья» можно встретить почти в каждом китайском саду.

    Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

    Философия в устройстве зеленой зоны

    Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

    Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

    Концепция настроения

    В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


    «Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

    «Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

    Китайский стиль ландшафтного дизайна не боится играть с пространством. Прекрасная иллюстрация такой игры – «картина в раме», когда через фигурное отверстие в стене можно наблюдать строго определенный стилистически законченный, самодостаточный участок территории, причем визуальную суть этого можно увидеть только через это отверстие- «раму».

    Приусадебный участок в стиле Поднебесной (видео)

    Типичные элементы сада

    Садовую территорию в китайском стиле трудно представить без построекв виде малых архитектурных форм - беседки-пагоды, смотровые площадки, откуда лучше всего любоваться пейзажем и наблюдать гармонию его элементов между собой. Окружающая садик фигурная или обычная стена – тоже одна из характерных черт.


    Дорожкам и тропинкам в китайском саду не свойственно пролегать по прямым линиям.

    Ландшафтный дизайн в Китае привык иметь дело с просторными участками, для воплощения всех замыслов ему требуется большие площади. Стоит учесть, что преобразование участка под сад в подобном стиле потребует большого объема работ.

    Китайский стиль в дизайне сада (видео)

    Выбор растений

    В Китае всегда на высоком уровне находилась селекционная работа, множество выведенных сортов цветов наделялось собственными символическим значениями и влиянием на формирование благоприятной среды по фэн-шуй. Растения, по мнению ландшафтных дизайнеров Поднебесной, создают не просто красоту, а нечто неповторимо прекрасное. Цветы для китайского садика выбирают внешне эффектные и одновременно утонченные. Их не должно быть слишком много, вокруг часто высаживается зелень, чтобы в комплексе картина производила впечатление изысканности.

    В китайском садике можно обычно лицезреть пионы, луковичные, плетистые розы, разные виды красиво цветущих плодовых деревьев.

    Китайская беседка (видео)

    Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




    Отзывы и комментарии

    Оксана Дмитриевна 23.10.2014

    Здравствуйте! Делюсь своим интересным опытом получения богатого урожая. Мне попалось интервью с доктором сельскохозяйственных наук Чурсиным Михаилом и вдохновленная статьей, я решила воспользоваться его рекомендациями, и знаете, я не прогадала.. Все лето ели огуцы и помидоры с огорода, и еще на зиму наготовили закаток себе и родным. Кому интересно, вот Майя 28.02.2014

    У нас например большой дачный участок, около 25 соток и мы уже несколько лет не сажаем огород. Казалось бы есть все возможности, чтобы сделать сад в китайском стиле. Но мне кажется, что мы сами не сможем это сделать, все-таки это очень большая нагрузка. Чтобы сделать такой сад, надо поискать ландшафтных дизайнеров, по крайней мере чтобы провести с ними консультации.

    Маргарита С. 30.09.2015

    Добавлю. Важным принципом сада в китайском стиле является естественность. То есть сад должен выглядеть так, словно его создали не человеческие руки, а сама природа. Согласитесь, это нелегко. Сама уже который год пытаюсь на своей даче воплотить в жизнь сад в китайском стиле, но пока выходит лишь его слабая пародия.

    Антон 11.03.2017

    Очень люблю интерьер с китайскими нотками. Этот сад просто воплощение моей мечты. Уверен, если очутиться в таком месте то можно почувствовать, что находишься в Китае. Это просто удивительно, как создатели этого чуда смогли воплотить китайское настроение, не думал, что такое возможно. С радостью бы поработал над своим садом, чтобы попытаться сделать его похожим на этот.

  • Добавить комментарий
  • Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

    Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

    Карьерный сад

    Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

    Сад Чжаньюань В Нанкине

    Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

    Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

    Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

    Парк Бейхай

    Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

    Сад Лю Юань

    «Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

    Вангшиюань

    Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

    Речной парк Хаутан в Шанхае

    Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

    Сад Юй-Юан

    Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

    Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

    Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

    Сад Хе юань в Янчжоу

    Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net