Услуги зала периодики: в мире газет и журналов. Услуги зала периодики: в мире газет и журналов Периодические издания в библиотеке работа с периодикой

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.









24.01.2017

20 января в детской библиотеке-филиале № 3 состоялся день периодики «Журнально- газетная карусель» , который был полностью посвящен периодическим изданиям для детей и подростков.

Широкому кругу читателей была представлена выставка-просмотр «Страна Журналия» . У выставки проводились обзоры «Про всё интересное на свете, узнай в журнале и газете» . В течение дня ребята посещали читальный зал и удовольствием листали любимые журналы.

В этот день гостями библиотеки стали воспитанники старшей комбинированной группы МБДОУ № 41 (воспитатель Коротова Г.А.). Для них были проведёны экскурсия по библиотеке «Приглашаем в Книжкин Дом!» и библиотечный урок «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы» (Школа маленького читателя ).

Библиотекарь познакомила дошкольников с понятиями: газета, журнал, статья, заметка, журналист. Вместе с ребятами выявили отличительные и схожие признаки газет и журналов. Дети узнали, что обложка – это лицо журнала, на ней есть вся нужная информация. Выяснили, что детские журналы нужны для дополнительного чтения, получения интересных сведений об окружающем мире, развития мышления, развлечения и отдыха. Один за другим были представлены ребятам журналы, о каждом следовал небольшой рассказ о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит.

В заключение ведущая пригласила всех чаще посещать читальный зал библиотеки, где их ждет их любимая пресса.







Серенсен Елена Валентиновна,

зав. отделом технико-экономической и сельскохозяйственной литературы

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Периодические издания (газетно-журнальный фонд) - важный информационный ресурс любой библиотеки, как с точки зрения актуальности содержания, так и оперативности поступления. Будучи важным информационным ресурсом, фонд периодических изданий требует постоянного внимания со стороны библиотечных специалистов.

Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы насчитывает 80 наименований периодических изданий (газеты и журналы) по экономике, технике и сельскому хозяйству. Среди них как научно-популярные, так и отраслевые издания для специалистов.

Периодические издания, как одна из самых оперативных составляющих фонда нашего отдела, востребована наряду с книжным фондом. Газетно-журнальный фонд в отделе не списывался никогда. Наиболее старым изданием 1977 года является журнал - «За рулём». Последняя сдача периодики в КХ была в начале двухтысячных.

На диаграмме представлена востребованность периодических изданий за последние 5 лет. Наиболее востребованы были периодические издания в 2012 году, затем наблюдался спад в выдаче периодики.

Мы решили провести мониторинг востребованности периодических изданий отдела и анкетирование по выявлению эффективности использования периодических изданий в отделе. Анкетирование и мониторинг проводились с февраля по май 2015 года.

В анкетировании по выявлению эффективности использования периодических изданий приняли участие читатели нашего отдела - 68 человек. Анкетирование проводилось в целях изучения читательского спроса на газеты и журналы, выявления наиболее популярных и необходимых из них.

Студенты - 43 %

Учащиеся - 4 %

Специалисты - 34 %

Прочие - 19 %

Теперь остановимся подробно на результатах анкетирования по каждому из пунктов.

1) Как часто Вы посещаете отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы?

□ 1 раз в неделю

□ от случая к случаю

□ 1 раз в месяц

□ другое

38 человек (55, 8 %) ответили, что от случая к случаю,

21человек (30,8 %) - 1 раз в месяц

6 человек (8, 8 %) - 1 раз в неделю

3 человека (4, 4 %) - другое (регулярно, первый раз и постоянно)

2) Как часто Вы обращаетесь к фонду периодических изданий отдела?

□ при каждом посещении отдела - 45 человек (66, 1%)

□ от случая к случаю - 22 человека (32, 3%)

□ другое - 1 человек (1,4%)

3) С какой целью Вы обращаетесь к периодическим изданиям?

□ повышение уровня образования и квалификации -

□ в помощь учебному процессу

□ расширение кругозора

□ отдых, развлечение

□ другие мотивы (запишите в своей формулировке)____________________________

Нужно отметить, что на данный вопрос респонденты отмечали несколько пунктов как, например, - повышение уровня образования и квалификации - в помощь учебному процессу.

Большинство респондентов - 46 чел. (67, 6 %) ответили, что периодические издания им нужны для повышения уровня образования и квалификации, и в помощь учебному процессу.

Расширение кругозора - 12 человек (17, 6 %)

Отдых и развлечение - 10 человек (14, 7 %)

4) По какой теме Вам чаще всего необходимы периодические издания?

□ Техника. Технические науки - 22 чел. (32, 3 %)

□ Экономика. Экономические науки - 33 чел. (48, 5 %)

□ Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки - 13 чел. (19, 1 %)

Респондентов больше интересуют экономические издания, затем техника и сельское хозяйство.

5) Находите ли Вы в библиотеке нужные вам журналы и газеты?

□ частично

54 человек (79, 4 %) - ответило положительно - находим

45 чел. (66, 1 %) - находим частично

Только один человек ответил, что не нашёл нужного периодического издания

6) Как часто Вы берёте периодические издания домой?

□ при каждом обращении к периодическим изданиям - 65 человек (95, 5 %)

□ иногда - 5 человек (7, 3 %)

□ от случая к случаю - 30 человек (44, 1 %)

7) Какие периодические издания Вам наиболее интересны?

Бухгалтерский учёт

Приусадебное хозяйство

Экономист

Вопросы экономики

Интерьер и дизайн

Техника в сельском хозяйстве

Управление персоналом

Банковское дело

8) Назовите необходимые Вам периодические издания, которые не выписывает библиотека:

в этом году библиотека выписываем только те издания, которые расписываются в проекте Марс (кролиководство, финансовый вестник, картофелеводство, БСТ), все остальные журналы не поступают.

На этот вопрос ответили не все респонденты: ответило всего 16 человек (23, 5 %). Более всего названы журналы: Экономист, Главбух, Бурда, Верена, Инновации, Региональная экономика, Вопросы экономики.

9) Укажите источник, из которого Вы получаете периодические издания:

□ библиотека □ розничная торговля

□ интернет □ друзья, знакомые

* 46 чел.(67, 6 %) ответило, что получает периодические издания из библиотеки и Интернет;

* 16 чел. (23, 5 %) только из библиотеки;

* 6 чел. (8, 8 %) получают периодические издания из розничной торговли.

10) Какие из перечисленных форм информирования об имеющихся периодических изданиях Вы предпочитаете?

□ книжные выставки, обзоры

□ индивидуальное информирование (звонок, SMS, электронная почта)

□ сайт библиотеки

□ другое

* 35 человек (51, 4 %) предпочитает информирование через книжные выставки и обзоры;

* 25 человек (36, 7 %) сказали, что предпочитают сайт библиотеки;

* 8 человек (11, 7 %) предпочли индивидуальное информирование.

Проанализировав анкету можно сказать, что читатели обращаются к периодическим изданиям практически при каждом посещении отдела и находят нужные им журналы и газеты. Наиболее востребованными остаются издания по экономике, затем техника и сельское хозяйство.

Выписываемые библиотекой периодические издания практически полностью удовлетворяли запросы пользователей. Большинство читателей указали, что источник, из которого они получали периодические издания - это библиотека и в основном информацию читатели получают через книжные выставки и обзоры, а также сайт библиотеки.

Конечно, хотелось бы, чтобы отдел посещали не от случаю к случаю, а чаще. И, конечно, я считаю, что страдает учёт периодических изданий в отделе.

Мониторинг востребованности периодических изданий отдела

В мониторинге приняли участие 127 человек (выдано 650 изд.).

Нужно отметить, что половину респондентов (51 %) составили специалисты, 34 % студенты и 15 % прочие.

Периодические издания требовались для работы, учёбы и личного интереса.

Фонд периодических изданий - это одна из составляющих общего фонда отдела и требует его популяризации и продвижения, эффективного использования. В отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы проводились выездные выставки-просмотры на Днях информации в экономическом университете «Интересное рядом: читаем профессиональные журналы»; Северо-западной академии государственной службы «Новые журналы по экономике»; Главном государственном управлении сельского хозяйства «Новые журналы по экономике сельского хозяйства»; выездная выставка-просмотр в агропромышленной академии «Журналы по сельскому хозяйству, поступившие в библиотеку в 2014 году».

В июне у нас запланирован День сельскохозяйственного журнала «Картофелеводство» в НИИСХ. Кандидат сельскохозяйственных наук Псковского НИИСХ Татьяна Васильевна Шайкова, которая выступала на нашем Дне сельскохозяйственной книги по теме «Герои труда, внесшие свой вклад в возрождение сельского хозяйства Псковской области» пригласила нас посетить опытное хозяйство.

Периодические издания популяризировались на всех информационно-просветительских мероприятиях. Вот некоторые из них: «День деловой книги: Строительная индустрия» для студентов ППК и ПГУ инженерно-строительного факультета; «День деловой книги: Эффективное развитие бизнеса» для студентов ПГУ (3 и 4 курс) и Экономического университета (факультет «Экономика и финансы»); выставка-просмотр «Кадровое дело: работа и карьера» (выставка-просмотр на информационно-просветительском мероприятии «Кадровое дело: работа и карьера» из цикла «День деловой книги»). Нами был подготовлен обзор-презентация «Читаем экономические журналы».

В текущем году на сайте нашей библиотеки подготовлен новый раздел «Открываем заново» для популяризации периодических изданий из фонда отдела. В нем будет размещаться информация о журналах прошлых лет издания, незаслуженно забытых и невостребованных.

КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО УРОКА

В рамках Программы внеурочной деятельности «ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

На тему: «Периодические издания для детей»

Выполнила:

Юрьева Е. А.,

библиотекарь

МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8» г. Северодвинска

Архангельской области

Северодвинск

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

урок информационной культуры для учащихся 2 кл.

Цель: Воспитание информационной культуры читателей.

Задачи:

Дать понятия «пресса», «публицистика», «периодическое издание», «газета», «журнал», «рубрика», «статья»;

Рассказать о значении периодики в мире информации;

Познакомить учащихся с периодическими изданиями библиотеки гимназии, подходящими по возрасту;

Вызвать интерес к чтению периодических изданий;

Рассказать о возможностях использования периодики для подготовки сообщений, докладов, исследовательских работ и при поиске необходимого информационного материала.

Форма организации обучения : урок ознакомления, обзор.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

работа с периодическими изданиями

иллюстрация.

Средства обучения: периодические издания, компьютер, мультимедиа проектор.

План.

1. Вступление.

2.Объяснение понятий «пресса», «периодическая литература», «публицистика», виды периодических изданий (с помощью презентации).

3. Обзор периодических изданий библиотеки с помощью презентации.

Пункты 1-3 — 25 минут.

4.Практическое задание.

8 минут.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

5 минут.

6.Свободное чтение.

5 минут.

7. Заключение.

2 минуты.

Ход урока.

1. Вступление

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас интересный урок под названием «Увлекательная пресса для ребячьего интереса». Этот урок расширит границы нашего кругозора и поможет вам в подготовке докладов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ. Всё это необходимо, поэтому прошу вашего самого пристального внимания и буду рада вашим вопросам по окончании урока.

2 .Объяснение понятий.

(Презентация. Слайд 1)

Увлекательная пресса… А что же такое пресса?

(Презентация. Слайд 2)

«Пресса» - слово пришло к нам из Франции.

Пресса - это произведения печати… : журналы, газеты, вообще текущие новости печатного слова. Так написано в «Словаре иностранных слов вошедших в состав русского языка» А. Н. Чудинова

О журналах и газетах и пойдёт сегодня разговор.

Наверное, ваши родители выписывают или покупают газеты и журналы для себя и для вас, чтобы ознакомиться с новостями и узнать что-либо новое и интересное, и вы уже знаете, что пресса издаётся регулярно - под определённым названием выходят новые и новые номера. Т.е. журналы и газеты издаются периодически.

(Презентация. Слайд 3)

«Периодическое издание - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью». Так написано в Википедии, онлайн-энциклопедии.

«Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся».

К периодическими изданиям относятся газеты, журналы, ежегодники, календари и др.

То есть газеты и журналы - это печатные периодические издания или пресса.

Журналы и газеты могут быть разных видов.

(Презентация. Слайд 4)

По периодичности:

ежедневные;

еженедельные;

ежемесячные;

ежеквартальные;

ежегодные и т. д.

По назначению:

научно-популярные;

литературно-художественные и т. д.

В периодических изданиях разных видов печатаются самые различные интересные вещи: статьи о научных открытиях, о жизни в обществе, о культуре разных народов, о спортивных достижениях. Также пресса освещает исторические открытия и факты, разные полезные советы по организации образа жизни и быта, интересные вещи о животном и растительном мире и т. д. Также из газет и журналов мы можем узнать о различных событиях в жизни общества и об отношении людей к этим событиям.

(Презентация. Слайд 5)

Область литературы об актуальных общественно-политических вопросах, а также обсуждение в печати этих вопросов мы называем публицистикой. Публицистика - это вид литературы.

3. Обзор периодических изданий библиотеки.

На периодические издания можно оформить подписку на почте, а можно купить их прямо на почте или в киоске. Давайте ознакомимся с некоторыми периодическими изданиями для младших школьников, которые выписывает наша библиотека.

(Презентация. Слайд 6)

Любознательные и активные!

Приглашаем вас окунуться в газетно-журнальное море нашей библиотеки! Здесь вы можете найти для себя много нового, увлекательного и интересного.

(В ходе рассказа приготовленные заранее газеты и журналы демонстрируются обучающимся).

(Презентация. Слайд 7)

Газета - периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка).

Слово «газета» пришло к нам из Италии. Так называлась там мелкая монета, в которую оценивали ежедневный новостной листок.

Перед вами газета «Добрая Дорога Детства». (Показать газету).

(Презентация. Слайд 8)

«Добрая Дорога Детства» - Всероссийская газета. Выходит 2 раза в месяц. Газета о детях, о дорогах и Правилах дорожного движения.

Газета освещает новости и новые Правила, документы о безопасности детей на дорогах, печатает игровые материалы для детей.

Юным инспекторам движения;

Пост Юнкора (Материалы для юных корреспондентов - пропагандистов детской безопасности);

Игротека ДДД (публикуются настольные игры, пазлы, игры на воздухе, ребусы, кроссворды, викторины);

Собери коллекцию (фото и характеристики автомобилей, фото и сведения о гонщиках и т.д.);

Интервью со знаменитыми людьми;

Дети и Родина;

Здоровый образ жизни и др.

А вот журналы нашей библиотеки. (Показать стопку журналов).

(Презентация. Слайд 9)

«Журнал - периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации» - гласит «Толковый словарь» Д. Н. Ушакова.

Я принесла несколько журналов.

(Презентация. Слайд 10)

«Детское чтение для сердца и разума» - самое первое периодическое издание для детей, появившееся в России. Очень интересный литературно-художественный журнал для детей и их родителей, несмотря на небольшой объём, 48 страниц, и чёрно-белые иллюстрации. Он печатает детскую классическую и современную литературу для чтения: сказки, стихи, рассказы, исторические зарисовки.

(Презентация. Слайд 11)

Ребята и зверята

Задушевное слово

Рассказ за рассказом

Поэзия детям

Читаем всей семьёй

Чудные мгновения

Бывает и такое

Кроме шуток

Чудеса в решете

Жила-была сказка

Занятные истории

История из истории

Вот всеми любимый журнал «Мурзилка».

(Презентация. Слайд 12)

Популярный детский познавательный литературно-художественный журнал. Выходит 1 раз в месяц с 1924 г.

Главный его герой - жёлтый пушистик Мурзилка, сказочное существо. Он знакомит читателя с интересным миром сказок, рассказов, стихов, комиксов, загадок и кроссвордов.

Авторы "Мурзилки" - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы: С. Я. Маршак, Г. Б. Остер, Ирина Ащеулова, Андрей Усачёв и многие другие. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

(Презентация. Слайд 13)

Наши любимые писатели

Галерея искусств Мурзилки

Экологический урок Мурзилки

Я пишу письмо в «Мурзилку»

Приключения Мурзилки - рубрика коммиксов

Путешествия и открытия

Кроссворд Мурзилки и др.

«Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера» - написано в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Статьи из «Мурзилки» помогут подготовить интересные сообщения, доклады в дополнение к школьной программе, расширить свой кругозор.

Следующий наш журнал называется «Детская энциклопедия».

(Презентация. Слайд 14)

Этот научно-популярный журнал издаётся 1 раз в месяц.

Он предназначен для детей с 12 лет, но и восьмилетним ребятам можно найти здесь понятный материал. "Детская энциклопедия" содержит интересные факты, он интересен и детям, и взрослым.

Каждый журнальчик посвящён отдельной теме и состоит из множества вопросов или глав, расположенных по алфавиту, раскрывающих содержание темы.

Это периодическое издание поможет в подготовке сообщений и докладов к урокам, в расширении кругозора. Его можно использовать при написании исследовательских работ.

«А почему?» - часто спрашивают любознательные дети. Есть журнал, который так и называется «А почему?», и мы его выписываем.

(Презентация. Слайд 15)

Этот научно-популярный исторический журнал для младших школьников - ежемесячное приложение к журналу «Юный техник».

В каждом из номеров издания можно получить знания во всех областях науки, техники, искусства, побывать в самых интересных уголках Земли, окунуться в подводное царство, познать тайны природы.

(Презентация. Слайд 16)

Сто тысяч «почему»

Наш Эрмитаж

Все цвета радуги

Преданья старины глубокой

Со всего света

Игротека

Любопытный факт

Настенька

Данила - мастер и др.

"А почему?" поможет в подготовке сообщений и докладов на уроках, в написании исследовательских работ, в повышении уровня эрудиции.

Очень увлекателен и интересен журнал «GEOлёнок».

(Презентация. Слайд 16)

В нём можно найти информацию про всё на свете.

Выходит он 1 раз в месяц.

«GEOлёнок» - журнал о планете Земля и нашей жизни на ней.

«Фото месяца»;

«Земляне» - об удивительных событиях планеты;

«Соседи по планете» - о животных;

«Вопрос на засыпку» - рубрика различных вопросов;

«Что новенького» - свежие новости;

«Комикс»;

«По следам ваших писем» и др.

Журнал поможет в написании исследовательских и практических работ, в подготовке к урокам и повышении уровня эрудиции.

Обязательно должна вам сказать, что найти нужную информацию в журналах удобнее всего по содержанию.

(Презентация. Слайд 17)

В каждом журнале есть содержание.

4. Практическое задание.

Итак, небольшое практическое задание: я раздаю вам журналы, вы рассматриваете в них:

название;

Также подумайте, к какому уроку можно подготовить сообщение по данному журналу.

5. Вопросы для закрепления и выводы.

А теперь прошу ответить на мои вопросы (фронтальный опрос):

Что такое пресса?

Почему газеты и журналы называют периодическими изданиями?

Что такое газета?

Что такое журнал?

Какие виды периодических изданий вы запомнили?

К какому уроку можно подготовить сообщение по журналу «Детское чтение для сердца и разума»?

Сколько названий журналов я сегодня показала?

Выписываете ли вы дома газеты и журналы? Покупаете ли их? Читаете ли их в библиотеке?

Итак, мы узнали сегодня…(рефлексия).

Вы сегодня молодцы. Вы были внимательны и заинтересованы.

(Презентация. Слайд 18)

Мы рассказали всего о нескольких журналах библиотеки гимназии и об одной газете. Журналы «Читайка», «Тошка и компания», «Классный журнал» и другие многие из вас уже видели в библиотеке.

Помните о правилах пользования журналами: выполнении сроков чтения и бережном их использовании.

Увлекательного путешествия в море периодических изданий!

6. Свободное чтение (5 минут).

(Презентация. Слайд 19)

7. Заключение.

Вы большие умники и умницы! Приглашаю вас в библиотеку! Спасибо за внимание!

Список литературы.

ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения: [Электронный ресурс] // Верстка. - Режим доступа: http://verstka.otrok.ru/law/gost76090.html . − Загл. с экрана.

Периодическое издание: [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ . - Загл. с экрана.

Русский язык. Словари: [Электронный ресурс] // Classes.RU. - Режим доступа: http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-5353.htm . − Загл. с экрана.

Словарь иностранных слов русского языка. Пресса: [Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/29048 . - Загл. с экрана.

Толковый словарь Ушакова. Рубрика:[Электронный ресурс] // Академик. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1012226 . - Загл. с экрана.